Разбудить Оскара

Фотография - Разбудить Оскара

Фото: ©Марина Константинова

Рецензия на спектакль "Мой маленький Оскар" театра "Жас сахна".

1583 0

Актриса русского драмтеатра имени Лермонтова Марианна Покровская поставила и сыграла моноспектакль – "Мой маленький Оскар" по роману "Оскар и Розовая Дама" Эрика-Эммануэля Шмитта. Спектакль приютила не родная артистке сцена государственного театра, а независимая площадка: в роли Оскара Покровская выходит на сцену театра "Жас сахна".

Ставить "Оскара и Розовую Даму" как моноспектакль – не оригинальная идея, но отважный поступок. 

Два с лишним часа, пусть и с антрактом, рассказывать зрителю трогательную историю, при этом и удержать интерес, и не удариться в сентиментальность – Покровская вызов приняла достойно.

Роман Шмитта – это монологи, а точнее – письма, десятилетнего Оскара, который болен раком и узнает, что вылечить его доктора не могут. Его сиделка, которую мальчик называет Розовой Мамой, предлагает сыграть в игру: если жить ему осталось всего несколько дней, то пусть каждый день будет – как десять лет. Так Оскар не умрет в десять, а доживет до ста двадцати.

И хотя все повествование ведется от лица Оскара, другой персонаж, Розовая Дама (или Розовая Мама, как называет ее мальчик), не менее значим в этой истории. И у Марианны Покровской оба получаются одинаково интересно, больше того – все эпизодические герои придуманы и сыграны актрисой до мелочей. Она меняет тембр голоса, задействует множество пластических решений – и заменяет собой целую труппу.

Любопытно художественное решение спектакля: ни в декорациях, ни в реквизите нет ничего розового. Этот мелодраматичный цвет мог бы стать легким способом добавить "Моему маленькому Оскару" умилительности, но автор спектакля не искала легких путей. Самостоятельно вознамерившись делать сценографию, Покровская решила декорации в двух цветах: черном и белом. И хотя в течение действия главный герой уходит от восприятия мира только через хорошее или плохое, визуально его вселенная остается прежней. Как и сам Оскар, хоть и проживает в своих фантазиях целую жизнь, остается десятилетним ребенком.

Сама Покровская в первой и последней сцене изображает Оскара одинаково: обычным мальчишкой без груза неизбежной скорой кончины. Оскар дается актрисе легко от одной только органики: она тонкая, хрупкая, легкая, с мальчишеской стрижкой – и в амплуа травести попадает стопроцентно. Но за то время, что проходит между этими эпизодами, она вместе с героем проходит через безразмерный спектр эмоций, какой испытывает Оскар за "сто" лет своей больничной биографии. При этом Покровская не дает ни единой фальшивой ноты, и остается только догадываться, каких трудов ей стоит до конца оставаться честной.

Уже после финальной точки Марианна Покровская выходит из образа – и повторяет уже от себя фразу, которой заканчивается спектакль: "Только Богу дано меня разбудить". Но повторяет ее иначе: "Только Богу дано нас всех разбудить". Это обращение к зрителю становится мощной точкой "Моего маленького Оскара".

У Шмитта "Оскар и Розовая Дама" - некий литературный эксперимент на конфессиональную тему – роман являет собой иллюстрацию постулатов христианства (есть у него работы и об иудаизме, и об исламе, и о буддизме – "Месье Ибрагим и цветы Корана", "Миларепа"). В спектакле Покровской очень мало разговора о религии, но очень много – о вере. И в этом случае разница между религией и верой только в одной лишь простоте: именно простота позволяет поверить.




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!