Ольга Малышева
театральный обозреватель
2248

До театра доросли

Как быть с подростками как с театральной аудиторией.
Фотография - До театра доросли Фото: ©Диана Балаян

Театр ARTиШОК представил в формате ридинга две пьесы современных российских драматургов: "Гришку Вольта" Светланы Баженовой и "Ганди молчал по субботам" Анастасии Букреевой. Оба текста объединяет возраст главных героев – они тинейджеры.

Спектакли о подростках и для подростков – явление в Алматы редкое, практически не существующее. Из адресованных тинейджерам проектов в последние несколько сезонов был опять же артишоковский "А рыбы спят?" в постановке Анастасии Тарасовой по пьесе Йенса Рашке. Одна из актрис "Рыб", 16-летняя Сабина Сагбаева, кстати, осталась работать в ARTиШОКе и участвовала в недавнем ридинге.

Алматинские подростки не ходят в театр, потому что – некуда. То есть ходят, конечно. Организованными группами в ТЮЗ или драматический на сказки – кто помладше, на постановку школьной классики – кто постарше. Спектакли что одни, что другие в нашем городе редко представляют собой какую-либо художественную ценность, и у подростков интерес к театру убивается, не успев зародиться.

На читку пьес Баженовой и Букреевой тоже позвали школьников. Они увлеклись настолько, что некоторые даже остались на обсуждение и с удовольствием высказывались. Это, во-первых, оттого, что сами истории, рассказанные драматургами, честные и знакомые. Во-вторых, худрук ARTиШОКа Галина Пьянова привыкла делать из ридинга перформанс: сюжеты преувеличиваются и – парадокс – становятся от этого только более искренними.

Фото -

"Гришка Вольт" - это день из жизни группы старшеклассников, которые оказались заперты в кабинете информатики во время нападения инопланетян. Это актуальный и адекватный разговор с подростками о героизме – практически вне привычного контекста второй мировой войны. Это о войнах двадцать первого века: от придуманного конфликта с внеземными цивилизациями до виртуальных баталий в DotA. Главный герой, Гришка, совершает подвиг - побеждает инопланетян. Но с собственной мотивацией: его все в этой ситуации с захватом "задрали", "бесят". И особенно трогательной выглядит инфантильная мораль пьесы: "мы не хотели", - произносит героиня "Гришки".

В "Ганди молчал по субботам" история совсем не фантастическая, но от этого не менее абсурдная. Протестуя против развода родителей, Саша придумывает себе новое имя – Мот – и выбирает в лучшие друзья бездомную и безумную Лизу из подземного перехода. Уютный мир Мота рушится на глазах: от крепкой, дружной, любящей семьи не остается камня на камне.

Взрослая публика потом на обсуждение сказала: "Ганди" - это пьеса для "родаков". Нужна ли эта градация, когда есть другой важный критерий – честность – еще вопрос. Современный театр, искренний, актуальный, полемичный – одинаково важен и интересен для зрителей любого возраста.

На этой неделе ARTиШОК продолжит движение навстречу подрастающему зрителю. Здесь при поддержке российского союза театральных деятелей пройдет лаборатория, где три режиссера представят по эскизу спектакля для подростков. Один из эскизов впоследствии станет полноценной режиссерской работой и войдет в репертуар ARTиШОКа.

Еще на открытии сезона Пьянова говорила: у артишоков на счет привлечения подростков в театр конкретная мотивация: это те, кто будет делать театр следующего поколения, те, кто придет на смену и нынешней команде ARTиШОКа. Но это только в том случае, если им показать, каким может быть театр сегодня, какой в нем интерес и какой потенциал. Потому что кто-то должен растить это новое театральное поколение. И в наших условиях – точно не ТЮЗы. ТЮЗы врут.

Загрузка...