Создана первая в мире вакцина, способная убить 30 процентов штаммов ВИЧ

Фотография - Создана первая в мире вакцина, способная убить 30 процентов штаммов ВИЧ

Иллюстративное фото

Ученым удалось при помощи антител заморозить вирус ВИЧ в организме мышей и приматов.

Медики из Национального института по изучению аллергии и инфекций в Бетесде США провели успешное тестирование первой экспериментальной вакцины, которая защищает организм от 30 процентов штаммов ВИЧ. Исследование ученых опубликовано в журнале Nature Medicine, передает Today.kz.

ВИЧ проникает в человеческие клетки с помощью нескольких белков, находящихся на поверхности его оболочки, при этом их структура постоянно меняется для противодействия антителам иммунной системы. Эта особенность вируса мешает и медикам разработать полноценную вакцину против его воздействия.

Через несколько лет после заражения вирусом иммунодефецита человеческий организм начинает вырабатывать антитела широкого действия — bnAbs. Они могут нейтрализовать сразу несколько видов вируса, однако это уже не помогает иммунной системе, поскольку ВИЧ к этому времени слишком глубоко внедряется в клетки.

Медики из института много лет занимались изучением структуры этих антител. В рамках исследований вирусологи пытались понять, за какие части ВИЧ цепляются антитела и можно ли заставить человеческий организм воспроизводить их раньше, чем это происходит в естественных условиях.

Несколько лет назад медики открыли антитело N123-VRC34, которое взаимодействует не с оболочкой ВИЧ, а с белком gp41 — с его помощью вирус соединяется со здоровой человеческой клеткой. При этом, если структура ВИЧ постоянно меняется, то принципы работы gp41 остаются неизменными — и это может стать ключевым фактором при разработке вакцины от вируса имуннодифецита.

В рамках медицинских экспериментов ученым удалось при помощи этих антител заморозить вирус ВИЧ в организме мышей и приматов. Более того, самый эффективные версии этого белка смогли противодействовать 70 из 208 существующих штаммов ВИЧ. На сегодня день ученые продолжают модифицировать N123-VRC34, а также искать тела, которые взаимодействуют не с оболочкой ВИЧ, а с белком gp41. Клинические испытания препарата могут начаться уже в конце 2019 года.

Недавно биологи показали с помощью анимации, как вирус ВИЧ убивает клетки. Аниматоры и ученые обработали данные десятилетий изучения вируса ВИЧ, а также его взаимодействия с обычными клетками, и создали картинки на эту тему.

• Авторизация