8383

Почему врачи уходят из медицины и как "воспитать" ответственных пациентов в РК

Алтыншаш Табулдина рассказала, в чем секрет успешной медицины и как повысить эффективность кадров.
Фотография - Почему врачи уходят из медицины и как "воспитать" ответственных пациентов в РК Алтыншаш Табулдина. Фото из личного архива

В чем секрет успешной медицины, как повысить эффективность кадров и "воспитать" ответственных пациентов? О новых подходах и собственных исследованиях в интервью Today.kz рассказала главный внештатный специалист первичной медико-санитарной помощи (ПСМП) Управления общественного здравоохранения Астаны, депутат маслихата, главный врач столичной поликлиники №5 Алтыншаш Табулдина.

– Алтыншаш Жумашевна, сейчас государство все больше внимания уделяет развитию ПМСП. Как вы оцениваете эти начинания?

– Безусловно, положительно. Роль первичной медико-санитарной помощи незыблема для всей мировой медицины. Своевременно оказанная помощь, вовремя выявленные заболевания позволяют не только улучшить качество и продолжительность жизни пациента, но и снизить расходы государства на 30 процентов. Согласно посланию Главы государства, планируется увеличить расходы на образование, науку и здравоохранение до 10 процентов ВВП. Это положительно отразится на отечественной медицине. Сейчас на ПМСП идет 25 процентов всех затрат на систему здравоохранения. В развитых странах – как минимум 60 процентов. ПМСП, это своего рода основание пирамиды всей системы здравоохранения. Неслучайно именно ПМСП была провозглашена основополагающей в Алма-атинской декларации 1978 года. 

У нас пирамида пока перевернута

Как сказываются эти самые 25 процентов? Это дефицит финансирования и как следствие недостаток кадров: на одного врача общей практики в Астане приходится 2 300 пациентов, тогда как в странах ОЭСР этот показатель равен 1 500. 

– Как в вашей поликлинике решается кадровый вопрос?

– Недавний анализ причин оттока кадров, который я проводила в рамках своей диссертации, показал, что в год около 33 процентов специалистов переходят в частные и республиканские клиники, до 18 процентов уходят из медицины, некоторые вынуждены взять так называемый "тайм-аут" и не работать какое-то время. А ведь все это трудовые ресурсы. 

Как сделать сферу медицины привлекательной? Конечно, немаловажную роль играет оплата труда, и министерство здравоохранения постепенно решает этот вопрос

Но, с другой стороны, важны и условия работы. Мы провели "апгрейд", проанализировали, как максимально повысить эффективность работы поликлиник. Решили привлечь к приему пациентов и медсестер. Сейчас они принимают пациентов в отдельном кабинете. Профессиональные компетенции подготовленной медсестры позволяют ей самостоятельно проводить осмотры, выписывать рецепты. Если есть осложнения, то наблюдения будет вести врач. Итог этих изменений положителен: статус медсестры вырос, а у врача появилось время уделять пациенту больше времени. Но при этом надо понимать, что состояние здоровья зависит не только от медиков, но и от самих пациентов.

Фото -

– Как вы считаете, какими мерами необходимо повышать заинтересованность пациентов в собственном здоровье?

- Я думаю, нужны меры законодательного характера. К примеру, пациент не может пройти профобследование, потому что его не отпускают с работы. Работодателям нужно раз в год предоставлять сотрудникам один день на профосмотр, а хроническим больным – три дня. От этого работодатель даже выиграет, ведь вовремя пройденный осмотр позволит избежать обострения, а значит и больничных отпусков. Мотивировать хотелось бы и самих пациентов. Диабетиков за дисциплинированное посещение врачей, к примеру, дополнительной выдачей бесплатно тест-полосок, беременных женщин – подгузниками для будущего малыша. 

Ответственность пациента за свое здоровье – одно из главных условий успешной системы здравоохранения

Я бы отметила положительную роль внедрения системы управления хроническими заболеваниями. Случаи госпитализации пациентов с хроническими заболеваниями в Казахстане сократились вдвое, потому что пациент следит за своим здоровьем, вовремя консультируется с врачом. И немаловажную роль в этом играют новые технологии, они помогают в улучшении солидарности и партнерства "врач"- "пациент", позволяют повысить вовлеченность пациента в процесс контроля за своим здоровьем. Без них уже немыслима современная медицина. Неслучайно применение смарт-технологий как инструмента управления хроническими заболеваниями на уровне ПМСП будет отражено в новой Астанинской декларации, которую мировое медицинское сообщество примет на предстоящей глобальной конференции по первичной медицине.

Фото -

– Насколько активно вы применяете новые технологии на базе своей поликлиники?

– Сейчас активно идет процесс цифровизации здравоохранения, и наша поликлиника не остается в стороне. Основная масса пациентов уже внесена в базу данных, заведены "электронные паспорта здоровья". 

Это значительно облегчает работу врача и позволяет держать связь с пациентом

На базе нашей поликлиники идет оцифровка лабораторного и рентген-диагностического оборудования. Информация будет передаваться с аппарата на мобильное приложение, к которому мы уже подключаем наших пациентов. Пока мы оповещаем пациентов о предстоящем профилактическом обследовании или приеме у врача через SMS. Новые технологии становятся неотъемлемой частью и условием эффективной ПМСП, а значит и успешной системы здравоохранения.

Гульнара Турсунова 

Продолжение

Медицина
Казахстанцы считают, что менять схему работы скорой медицинской помощи нельзя.
Медицина
Службы скорой помощи в Германии, Израиле и Японии работают по особому принципу.
Загрузка...