13066

Врачи рассказали, как на деле происходит разделение выездов "скорой" в РК

Некоторые главврачи нашли интересный выход из сложной ситуации.
Фотография - Врачи рассказали, как на деле происходит разделение выездов "скорой" в РК Фото: voxpopuli.kz

Скорая помощь Казахстана передала часть своей работы поликлиникам. Речь идет о вызовах четвертой категории срочности, не требующих экстренного вмешательства. Редакция Today.kz узнала, насколько эффективными оказались пертурбации и как это скажется на больных, чьи недуги относятся к той самой четвертой категории. Свое мнение в том числе озвучил и бывший глава Министерства здравоохранения РК.

Приказ Минздрава РК о разделении службы скорой и неотложной медицинской помощи вышел еще в июле 2017 года. Согласно этому документу, все вызовы были разделены на четыре категории. Первые три отнесли к скорой помощи, а четвертую – к неотложной. Именно последнюю передали на обслуживание поликлиникам. То есть при поликлиниках должны быть созданы отделения неотложной помощи, располагающие выездными бригадами. Сколько будет таких бригад – все зависит от количества обслуживаемого населения.

"Для чего это делается – чтобы скорая помощь не опаздывала на вызовы первой, второй и третьей категорий. 

В целом все вызовы от населения поступают в единый центр "103"

Мы определяем категорию срочности и, если этот вызов относится к четвертой категории, то передаем на исполнение бригадам при поликлиниках", – рассказала заведующая Центральной подстанцией станции скорой медицинской помощи Семея Эльвира Гатауллина.

Согласно нормативам, на прием телефонного звонка от больного и передачу информации бригадам отводится не более пяти минут. Далее время тоже отводится по категориям. На вызов первой категории срочности "скорая" должна приехать за 10 минут, второй – за 15 минут, третьей – за полчаса. И, наконец, к больным четвертой категории время прибытия врачей составляет до 60 минут.  

На примере станции скорой помощи Семея Гатауллина рассказала, как работают врачи в новом режиме. Ежедневно на пульт поступает около 500 звонков, а в период подъема ОРВИ и гриппа их число увеличивается до 800. Из общего числа вызовов 30 процентов приходятся именно на четвертую категорию. 

"Чаще всего жалобы по четвертой категории связаны с повышением артериального давления и болезнями системы кровообращения. 

Туда же относится обострение хронических заболеваний, легкие травмы – то есть все те ситуации, где нет угрозы жизни пациента. Это считается "неотложка"

Туда же отнесем температуру у взрослых, у детей свыше трех лет. Затем очень много вызовов по хроническому панкреатиту и хроническому холециститу, мелкие травмы, в основном ушибы", – пояснила Гатауллина.

Всех таких больных передали поликлиникам. Подразумевается, что специалисты каждого такого учреждения знают своих пациентов, их истории болезни и смогут лучше оказать необходимую помощь.

Конечно, было бы намного проще, если отделения неотложной помощи работали бы при каждой поликлинике. Однако пока говорить об этом не приходится. В Семее, например, подобное открыто только при одной поликлинике и располагает единственной выездной бригадой. Остальные находят выход в том, что работают по аутсорсингу. Причем договоры заключаются с теми же станциями скорой помощи, а это означает, что бригадам "скорой" все равно при необходимости приходится выезжать на вызовы четвертой категории.

"Мы за них эти вызовы выполняем, и они потом нам за это платят. Если отделения неотложной помощи заработают при всех поликлиниках, конечно, будет для нас облегчение. В том смысле, что на вызовы, где по скорой помощи, мы не будем опаздывать. 

Сейчас, считайте, та единственная поликлиника в Семее, которая имеет отделение неотложной помощи, обслуживает только один-два процента от всех городских вызовов, поступающих по четвертой категории

Все остальное пока на нас лежит", – говорит Эльвира Гатауллина.

Мы также узнали мнение экс-министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева, который сейчас является директором республиканского координационного центра по трансплантации органов в Астане. Он уверен, что руководителям поликлиник лучше не увлекаться аутсорсингом, а открывать у себя отделения неотложки. Тем более, подчеркнул он, поликлиникам и врачебным амбулаториям ежемесячно выделяется подушевой норматив и эти средства должны отрабатываться.

"Есть расторопные главные врачи, которые рационально используют каждый тенге. А раз он отдает в аутсорсинг, не хочет приобретать машину, ГСМ и содержать бригаду, значит, у него есть средства обслуживать скорую помощь. А так можно создать эту бригаду, самим обслуживать население и все. 

То есть расторопные главврачи уже давно это сделали, а те, кто не хочет, говорят: государство сделает, зачем мне это надо. Но на дворе рынок, это надо понимать. Конкуренция

Население, если его не обслуживает поликлиника, просто пойдет и закрепится за другой поликлиникой. Главврач вообще останется без средств тогда. Люди сейчас сами ногами голосуют за те лечебные организации, которые наиболее эффективны и могут оказывать более качественную помощь", – сказал Жаксылык Доскалиев.

В целом экс-министр считает, что новый подход к работе скорой помощи актуален и должен возыметь эффект. Скорая помощь при дифференцированном подходе будет разгружена, пояснил Доскалиев.

Ранее мы выяснили, как к новшеству отнеслись обычные пациенты в Казахстане. 

Продолжение

Медицина
Службы скорой помощи в Германии, Израиле и Японии работают по особому принципу.
Медицина
Главврачи признаются, что работа с пациентами не вызывает трудностей.
Загрузка...