5554

Как врачи поликлиник Казахстана справляются с функциями "скорой"

Главврачи признаются, что работа с пациентами не вызывает трудностей.
Фотография - Как врачи поликлиник Казахстана справляются с функциями "скорой" Фото предоставлено пресс-службой городской поликлиники №23 города Алматы

Скорая помощь теперь не выезжает к больным, чьи недуги относятся к четвертой категории срочности. Эти функции переданы поликлиникам. Руководство клиник, которые уже внедрили у себя эту практику, остались довольны экспериментом и рассказали Today.kz, какие нашли во всем этом плюсы.

Главные врачи поликлиник, где уже вплотную занимаются обслуживанием вызовов по четвертой категории, признаются, что совершенно по-другому взглянули на работу станций скорой помощи.

"Я теперь убедилась в том, что это неадекватная нагрузка на станцию скорой помощи была. Только с территории нашей поликлиники ежедневно к нам поступает от 14 до 17 вызовов четвертой категории. 

Я для себя  подумала: ежедневно на станцию скорой помощи поступает от населения до 500 вызовов разного профиля. И если на нашу поликлинику приходится 17 вызовов, а в Семее 15 таких поликлиник, то умножьте и сколько это получится?

Это минимум половина вызовов четвертой категории, на которую  скорая помощь тратит время и вовремя не успевает обслуживать те вызовы, которые нуждаются  в неотложной помощи", – говорит заместитель главного врача по лечебно-профилактической работе поликлиники №1 Семея Гульнара Тулеутаева.

Клиника, где она работает, начала обслуживать вызовы четвертой категории срочности с 1 октября 2018 года.  К этому здесь очень серьезно и ответственно готовились: получили лицензию, выделили помещение для отделения скорой помощи, приняли специалистов, приобрели транспорт, установили линию связи.

Прошло совсем немного времени, но руководство уже может поделиться некоторыми наблюдениями. Первый вывод – вызовы по четвертой категории, как правило, не нуждаются в экстренном реагировании. 

"Четвертая категория – это вызовы больных с хроническими неинфекционными заболеваниями. В основном это больные гипертонией. У них есть на дому препараты, но, наверное, они из чувства страха вызывают скорую помощь. 

Есть даже такие вызовы, как отравление суррогатным алкоголем. По идее это не относится к четвертой категории, но, тем не менее, были и такие вызовы. Раз вызвали, мы их обслужили

Были вызовы, что в многоэтажных домах не работает лифт и пациенты, поднявшись на девятый этаж, к примеру, вызывают "скорую", чтобы измерить артериальное давление. Или просто не спалось, 2:30 ночи – они  вызывают скорую помощь. Были и такие вызовы, когда пациент говорит: мне не спалось, поговорите со мной. Или в течение суток одна пациентка вызывала пять раз за сутки: измерить артериальное давление или вдруг у нее пучит кишечник. Не экстренные состояния", – рассказала Гульнара Тулеутаева.

По ее словам, необоснованные вызовы будут  продолжаться до тех пор, пока не будет обоюдной ответственности населения за свое здоровье.

"За необоснованные вызовы, к сожалению, никто не несет ответственности. Я с уверенностью могу сказать, что население не несет солидарной ответственности. Они знают, за них будут отвечать медработники. И совсем недавно медицинскую помощь они превратили в медицинские услуги: "Вы должны нам оказать такие-то услуги", – говорит врач.

Она отмечает, что для медучреждения обслуживание больных четвертой категории не стало обузой. Пока при клинике работает только одна бригада, но ее, по заверению врачей, вполне достаточно. Тем более что из 30 тысяч прикрепленного населения на диспансерном учете состоят около шести тысяч.

"Вполне справляемся. Мы имеем такие возможности, и хоть опыт пока небольшой, но, я думаю, что можно играючи справиться с этой нагрузкой. 

Анализируя вызовы скорой помощи четвертой категории за 15 дней, я вижу, что вызывают одни и те же люди. Ни одного нового лица нет. В основном это одинокие пенсионеры. За редким исключением есть и молодые люди

Мы для себя после работы в роли скорой помощи сделали много выводов, чем должна заниматься первичка, где у нас еще есть недоработки – мы это увидели, нишу свою", - говорит Тулеутаева.

Поделилась впечатлениями и главный врач городской поликлиники №23 Алматы Сауле Ашен. Эта клиника стала пилотной во всем этом эксперименте с четвертой категорией. Обслуживать таких больных здесь начали с мая 2018 года.

По словам главврача, самый сложный этап – это не сама работа, а оргмоменты, связанные с переходом на новый вид деятельности. Этот процесс занимает несколько месяцев.

"Сначала мы создали штатное расписание, комиссию по организации скорой медпомощи, потом шло формирование бюджета. Лицензию получили на скорую медицинскую помощь, необходима также гослицензия на хранение и применение наркотических и психотропных препаратов. Внесли изменение в уставе, потому что ранее же поликлиники  24 часа не работали. И сейчас создали три бригады, в которые входят фельдшер, диспетчер, водитель. Работают сутки через двое. Всем все нравится", – рассказала Сауле Ашен.

С мая поликлиника обслужила более 1000 вызовов по четвертой категории. В сутки – от 10 до 20 звонков. К периоду всплеска ОРВИ здесь готовы подключить дополнительную фельдшерскую бригаду.

"Чем хорошо, что такие больные теперь находятся на обслуживании у нас – мы имеем возможность оперативно к ним приехать. Все внутри района, пробок у нас здесь нет. Иногда бывает, надо вызывать срочно "скорую". А наши фельдшеры подготовлены к реанимации, международным стандартам обучены. Так что иногда можем их привлечь. 

Бывают такие моменты, что на вызов поехали, а там категория не четвертая. Сразу меняем ее на третью или вторую и вызываем станцию скорой помощи

Был один случай, когда надо было срочно везти. И тогда мы не стали дожидаться и сами отвезли больного в стационар", – говорит главврач.

Ранее поликлиника работала по аутсорсингу, заключив договор со станцией скорой помощи. Когда же стали обслуживать четвертую категорию самостоятельно, появились дополнительные средства, которые идут на нужды медучреждения.

"Дополнительные средства если остаются, можно, допустим, одеть своих сотрудников. Мы всем сейчас заказали летние и зимние костюмы с эмблемой нашей клиники, полностью решили вопрос с лекарственным обеспечением сделали полностью, кабинеты оборудовали. Конечно, можно премировать сотрудников к национальным праздникам", – поделилась Сауле Ашен.

Напомним, в июле 2017 года вышел приказ Минздрава РК о разделении службы скорой и неотложной медицинской помощи. Согласно этому документу, все вызовы были разделены на четыре категории. Первые три отнесли к скорой помощи, а четвертую – к неотложной. Именно последнюю передали на обслуживание поликлиникам. 

Ранее врачи скорой помощи рассказали, насколько эффективными оказались пертурбации и как это скажется на больных. Своим мнением также поделились сами пациенты.

Загрузка...