728

Где дети с особенностями в развитии могут бесплатно получить помощь в Казахстане

Не все родители детей с неврологическими заболеваниями знают о кабинетах психолого-педагогической помощи.
Фотография - Где дети с особенностями в развитии могут бесплатно получить помощь в Казахстане Фото: yk.kz

В Казахстане растет число неврологических заболеваний у детей. Это связывают в первую очередь с повышением рождаемости в стране и ранней диагностикой заболеваний. И, как говорят врачи, чем раньше установлен диагноз и начаты лечение и реабилитация, тем больше шансов на выздоровление и более благоприятный исход. К сожалению, начать вовремя курс реабилитации, оплачивать услуги дорогих логопедов и психологов, массажистов родители таких детей не всегда могут из-за нехватки денежных средств. 

Не все родители знают, что психолого-педагогическую помощь можно получить в кабинетах психолого-педагогической помощи. Координатор программ общественного фонда "Дара" Марал Шешембекова рассказала корреспонденту Today.kz о том, какую помощь в таких центрах могут получить дети с особенностями в развитии.

"Его определение "кабинет", но на самом деле это центр для детей с особенностями в развитии. Это помощь особому ребенку и его семье, которая, мы предполагаем, должна находиться в шаговой доступности. В центре есть команда специалистов, которые занимаются с детьми, обучают навыкам самообслуживания, оказывают целый спектр помощи. Это не реабилитация в чистом виде, это психолого-педагогическая коррекция", – говорит специалист фонда.

В Астане первый такой кабинет был открыт в 2013 году, сейчас в городе насчитывается уже шесть таких кабинетов, расположены они  в разных районах. 

Один из главных принципов работы заключается в шаговой доступности. 

"Конечно, есть проблема с очередностью, потому что количество детей растет. Мы 25 таких кабинетов уже открыли при поддержке фонда развития социальных программ Samruk-Kazyna Trust, нашего фонда, частного бизнеса. Еще 26 планируем открыть в Семее, позднее – в Экибастузе. 

В Семее, например, не было кабинета коррекции, а с особенностями в развитии там более 2 500 детей дошкольного возраста

Кабинеты коррекции могут принимать детей и школьного возраста. Теперь и у них появится механизм, когда дети смогут получить профессиональную помощь", – делится Марал Шешембекова.

По ее словам, во многих городах нет таких услуг коррекции либо они есть, но существует большая очередь. Чтобы попасть в такой центр, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получить направление.

"С самого раннего возраста, то есть это элемент раннего вмешательства. Раньше это были дети в основном после трех-пяти лет, это всегда смущало специалистов коррекционной службы, потому что чем раньше начинаешь работать с ребенком, тем больше шансов, что он выйдет из этого состояния. Легче адаптироваться ребенку, и коррекционная работа легче проходит. Сейчас есть тенденция к тому, что уже появляются дети более раннего возраста. Если четыре года назад это были дети четырех, пяти, шести лет, то сейчас и двух, трех лет есть дети", – поясняет спикер.

Шешембекова отмечает, что уже есть кабинеты, которые работают по программе раннего вмешательства. Они целенаправленно ищут и приглашают родителей детей с особенностями в развитии, чтобы они приводили их в центр с самого раннего возраста.    

"Что касается нашей сети организаций, то они государственные. Когда мы открываем кабинет, параллельно открывается государственное учреждение. И мы на баланс госучреждения предоставляем все закупленное оборудование, проводим обучение и оказываем услуги в этих центрах-кабинетах. Они, как правило, площадью 300-400 квадратных метров. В кабинетах есть полноценный зал ЛФК, музыки, ритмики, Монтессори, то есть прям целая командная помощь  из специалистов", – говорит специалист фонда.

Занятия проводятся, как индивидуально, так и в группах. Зарплату специалистам и педагогам выплачивает государство. Открываются такие кабинеты при поддержке бизнеса посредством ГЧП.

Чем больше таких центров, считает Марал Шешембекова, тем больше детей с особенностями готовы идти в школу. 

"И уже дальше, если мы говорили о коррекционных кабинетах, сейчас это направление развивается и все больше детей получают помощь, все больше детей и семей получают надежду, что их ребенок пойдет в общеобразовательную школу. Здесь уже вопрос, насколько школа готова принимать особого ребенка. 

С прошлого года работаем над проектом по открытию ресурсных центров внутри школ. Но теперь это уже не центры, а именно кабинеты, не отдельное юридическое лицо, а внутри школы

Детям, которые пришли в школу с особенностями, специальные педагоги помогают адаптироваться и влиться в школьную жизнь", – отметила координатор фонда "Дара".

По ее словам, если раньше таких детей направляли исключительно в коррекционные школы-интернаты или в школы для специальных детей, то сейчас есть возможность учиться в общеобразовательной школе.

"Это своего рода тропинка, когда вот здесь помогли на дошкольном уровне, потом внутри школы помогают этому ребенку, и уже выстраивается система поддержки, начиная с раннего возраста и до самой школы. По Астане внутри школы три ресурсных кабинета, это целый пилотный проект в школах №68, 19 и 41. Мы не выбирали школы и не выбирали детей, мы знаем, что учителя сталкиваются со стихийной инклюзией. Возможно, у них есть такие дети, но нет инструментов. Мы работаем над тем, чтобы специальный педагог появился в школе, чтобы учителя могли проконсультироваться. Им нужна первичная информация по работе с особенными детьми", – объяснила Марал Шешембекова.

Она рассказала, что по Казахстану уже в 15 школах в пилотном проекте работают подобные кабинеты внутри общеобразовательных учреждениях, причем не только в городах, но и в селах. 

Загрузка...