У Казахстана нет понятия, что такое национальные интересы

Фотография - У Казахстана нет понятия, что такое национальные интересы

Тема национальных интересов является особо важной для страны, так как она предопределяет изменения во множественных процессах и программах, проходящих сегодня в Казахстане. Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» попытался дать четкое определение национальных интересов Казахстана на очередном заседании клуба «Института политических решений». 

180 0

Тема национальных интересов является особо важной для страны, так как она предопределяет изменения во множественных процессах и программах, проходящих сегодня в Казахстане. Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» попытался дать четкое определение национальных интересов Казахстана на очередном заседании клуба «Института политических решений».

По мнению специалиста, главной задачей в определении национальных интересов Казахстана является концептуальность их содержания.

«Этот вопрос представляется самым сложным, - заявил Чеботарев. - В частности, если посмотреть на научные определения, то эти интересы определяются как «интересы национального общества или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности».

Иными словами, в контексте данного определения национальные интересы основаны на интересах этнических групп и идентифицируются с понятием «нации и этноса».

«Есть и другое определение - здесь национальные интересы понимаются как «осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху с культурно-историческими традициями и необходимостью обеспечения безопасности, защиты населения от внешней угрозы, внутренних беспорядков и экологических катастроф», - отметил он.

Но и первое, и второе определение не является удачным, так как оно замыкает термин «национального интереса» в узких рамках и отождествляет его с понятием государства, считает Чеботарев. Более того, это подход чаще всего характерен для недемократических режимов правления, провозглашая интересы правящей элиты и носителей верховной власти над интересами общественности и граждан.

Для разрешения существующей дилеммы между государством и обществом Чеботарев предложил другое определение национальных интересов на примере зарубежной политической науки.

«Эта наука представляет нацию как двуединство гражданского общества и государства. В связи с этим, национальные интересы предстают как обобщающий интерес, который снимает противоречия между интересами государства и гражданского общества», - сказал он, отметив, что в данном случае интересы будут иметь отношение не только к государству, но и обществу.

Но, несмотря на это, наиболее подходящей формулировкой национальных интересов является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, отметил специалист. Согласно этому документу, национальные интересы представляют собою совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, политической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества.

С практической же стороны, такой подход к национальным интересам не всегда возможен.

«Учитывая общественно-политический строй в России и других постсоветских странах, эта Концепция не до конца реализована» - заявил Чеботарев, признавая преобладающую роль государства над обществом и гражданами.

По его мнению, национальные интересы Казахстана схожи с российскими, что особо отражено в Законе «О национальной безопасности Республики Казахстан», принятом 26 июня 1998 года. В соответствии с этим законом, на первое место ставиться обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также сохранение общественного согласия и политической стабильности.

В то же время, если содержательная база национальных интересов не вызывает особых вопросов и сомнений, то исполнение их на практике выглядит далеко небезупречно, считает Чеботарев. Обеспечение национальных интересов Казахстана является наиболее проблематичным в сфере соблюдения прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка и создания условий для всеобщего благосостояния.

«Возьмем «незыблемость», «целостность» и «неотчуждаемость» территории страны, которые тоже входит в перечень национальных интересов. Но когда в процессе делимитации страны целые территории отдавались в течение 1998-2003 годов Китаю, Кыргызстану, России и Узбекистану - насколько это соответствует национальным интересам страны?» - спрашивает Чеботарев.

Кроме того, ситуация с поддержанием внутриполитической стабильности и консолидации общества также оставляет желать лучшего, считает он.

«В Стратегии «Казахстан-2030» эти интересы являются приоритетными. Однако только за последние три с лишним года фактически не прекращалось противостояние различных групп внутриполитической элиты страны».

Если взять все это во внимание, возникает вопрос - насколько эта ситуация соответствуют тем национальным интересам, которые сама же власть и провозглашает? У Чеботарева вывод таков: в Казахстане все же преобладает модель национальных интересов «государство над обществом». В результате, многие общественные институты не имеют четкого восприятия национальных интересов как собственных, что приводит к кризису идентичности национальных интересов.  


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!