Киргизский тест ОДКБ. Система безопасности Содружества не прошла испытание межэтническим конфликтом

Фотография - Киргизский тест ОДКБ. Система безопасности Содружества не прошла испытание межэтническим конфликтом

Система безопасности Содружества не прошла испытание межэтническим конфликтом.

116 0

Система безопасности Содружества не прошла испытание межэтническим конфликтом.

Отказ России ввести миротворцев в зону киргизско-узбекского конфликта объясним. Президент Медведев не горит желанием делать Россию крайней в разборе завалов узбекских погромов. Есть вопросы к статусу временного правительства Киргизии. Весьма жестко против размещения российских сил выступил и президент Узбекистана Ислам Каримов.

Другое дело ОДКБ. Это та самая организация, коллективное применение которой в различных комбинациях затачивалось на подобную миссию последние пять-шесть лет. И вот теперь, когда бассейн оказался заполнен водой, пловца туда не пускают.

За время конфликта было озвучено два принципиальных аргумента, указывающих на невозможность использования сил ОДКБ. Первый – отсутствие закрепленного в уставе ОДКБ регламента и юридической возможности по применению сил во внутригосударственных конфликтах. Второй – нелегитимность правительства Киргизии, которая "подвешивает" обращение Розы Отунбаевой к Москве в воздухе и не дает возможности членам ОДКБ внятно отреагировать.

На мой взгляд, с этим можно поспорить. Для начала давайте посмотрим, к чему, собственно, готовятся силы ОДКБ. Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ подписано главами государств-членов в октябре 2007 года. Им регулируются нормативные правовые основы создания миротворческих сил организации и порядок подготовки и проведения миротворческих операций. В 2008 году соглашение было ратифицировано Белоруссией и Казахстаном, затем и Россией. Юридический механизм миротворчества состоит из четырех документов: соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ; положения о Коллективных миротворческих силах ОДКБ; положения об Оперативной рабочей группе по подготовке миротворческих операций ОДКБ; положения о главе миротворческой миссии ОДКБ. Важный момент – если миротворческую операцию планируется проводить на территории государств ОДКБ, то решение будет приниматься Советом коллективной безопасности (СКБ) с "незамедлительным информированием ООН". Исходя из обстановки, масштабов конфликта и его возможного воздействия на ситуацию в регионе, СКБ может запрашивать полномочия (мандат) у Совета Безопасности ООН. Весной этого года ОДКБ и ООН подписали декларацию о сотрудничестве, в которой указано, что стороны будут учитывать мандат и сферу компетенции друг друга, а также взаимные возможности "в интересах координации международных усилий по решению глобальных вызовов и устранению глобальных угроз". Таким образом, входить в Киргизию можно было, не имея мандата ООН, учитывая, что эта страна не просто является членом ОДКБ, но и одобрила соглашение о миротворческой деятельности, то есть находится внутри этой системы безопасности. Рассматривая ситуацию в Киргизии с точки зрения сочувствия киргизской власти, можно было бы обнаружить или создать определенное количество лазеек, чтобы при желании применить силы. Самый очевидный способ – назвать погромщиков "внешними третьими силами", кстати, они так и были названы несколько раз представителями руководства Казахстана. Наблюдая характер гуманитарной катастрофы, хватать ОДКБ за руку и говорить об агрессии в отношении Киргизии мировое сообщество не стало бы.

В ОДКБ есть как минимум две специально подготовленные части из собственных миротворческих контингентов: в России – бригада на основе ульяновской дивизии ВДВ, в Казахстане – "Казбат". Даже не желая проводить военно-миротворческую операцию, имелась возможность выбрать иной формат по поддержанию мира: силами МВД, служб безопасности и МЧС в составе КСОР. Участие милиции и гражданских тоже было предусмотрено. С мая 2000 года на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России функционирует центр подготовки миротворцев, который ежеквартально осуществляет обучение групп кандидатов в миротворческие миссии (50–60 человек). В нем прошли обучение свыше 1500 сотрудников органов внутренних дел России. В апреле 2010 года в Таджикистане, на полигоне учебного центра "Чорух-Дайрон", прошли командно-штабные учения Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. Сценарий учений предполагал защиту суверенитета государства ОДКБ, подвергшегося нападению экстремистов. По мнению экспертов, показательно, что эти учения проходили не у афганских рубежей, а на севере у границы с Узбекистаном и Киргизией. Напомним, что в те дни произошло свержение Курманбека Бакиева и в Киргизии создалась нестабильная ситуация, особенно на юге, вблизи района маневров. Казалось бы, все было готово. Есть техническая и юридическая основа для применения ОДКБ. Есть возможность сформировать комбинированную гражданско-военную миссию для охраны объектов, палаточных лагерей, дорог, для раздачи гуманитарной помощи. Но корпоративная готовность военных ОДКБ абсолютно не совпадает с политической волей глав государств ОДКБ, не доверяющих друг другу плюс опасающихся усиления влияния России. Было объяснимо, почему ОДКБ не отреагировала на события августа 2008 года, политической конъюнктурой толковалось молчание организации по поводу свержения Бакиева. Если бы ОДКБ являлась действительно ценным инструментом, то к моменту событий в Оше организация нашла бы что ответить. Не новость, что данная организация волей своих лидеров по-прежнему остается текстом на бумаге, но молчание в ответ на киргизские события обесценивает сам смысл этой инициативы. 


Теги:

Киргизия

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!