Паранджа – немусульманское изобретение

Фотография - Паранджа – немусульманское изобретение

По оценке главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, в России сегодня проживают 23 млн. мусульман, представляющих 38 народов. По данным социологических опросов, 5–6% респондентов (около 7 млн. человек) называют себя мусульманами. По данным разных экспертов, с исламской культурной традицией себя отождествляют в России от 8% до 10% населения, или 12–15 млн. человек. 

600 0


ИСТОРИЯ ВОПРОСА: Ислам в России

Ислам – вторая по количеству последователей религия в России. В настоящее время нет точных статистических данных по численности мусульман в Российской Федерации.

По оценке главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, в России сегодня проживают 23 млн. мусульман, представляющих 38 народов. По данным социологических опросов, 5–6% респондентов (около 7 млн. человек) называют себя мусульманами. По данным разных экспертов, с исламской культурной традицией себя отождествляют в России от 8% до 10% населения, или 12–15 млн. человек.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2010 года зарегистрировано 4127 исламских организаций.

В ряде субъектов мусульманство является преобладающей религией. В Республике Дагестан зарегистрирована 701 организация, в Республике Ингушетия – 17, в Чеченской Республике – 155, в Кабардино-Балкарской Республике – 124, в Карачаево-Черкесской Республике – 111. В республиках Татарстан и Башкортостан ислам исповедуют более половины населения (зарегистрировано 1087 и 559 организаций соответственно).

В России в наибольшей степени ислам распространен среди татар (за исключением кряшен и нагайбаков), башкир, кумыков и ногайцев, азербайджанцев, казахов, узбеков, туркменов, киргизов, а также среди народов, принадлежащих к нахско-дагестанской и абхазо-адыгской языковым семьям.

Основной формой ислама в Российской Федерации является суннизм. Мусульманские народы тюркской группы исповедуют суннизм ханафитского мазхаба, северокавказские народы в большинстве своем придерживаются шафиитского мазхаба. Значительная часть проживающих в России азербайджанцев исповедуют шиизм джафраитского (имамитского) направления, однако организационно они, как правило, входят в суннитские централизованные структуры. В Дагестане, Чечне и Ингушетии распространены суфийские тарикаты – кадирийя (преимущественно горные части Чечни и Ингушетии), нашкбандийя (равнинная часть Чечни) и шадилийя (Дагестан). С 1994 года в стране распространяется ханбалитский мазхаб в форме своего наиболее радикального направления – салафизма, или ваххабизма. В настоящее время салафизм исповедует часть населения Дагестана и Чечни, салафитские общины есть также в других регионах страны.

Нетрадиционные направления ислама в России представлены относительно слабо. К ним относятся некоторые синкретические суфийские ордена, секта ахмадийя, а также новые религии, имеющие исламское происхождение, – Вера Бахаи (бахаизм) и СУБУД.

Лидерство в исламском сообществе (умме) России оспаривают друг у друга Центральное духовное управление мусульман России (Уфа) и Совет муфтиев России (Москва).

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) образовано в 1789 году указом императрицы Екатерины II как Оренбургское магометанское духовное собрание. После 1917 года преобразовано в Центральное духовное управление мусульман. В 1944 году разделено на четыре управления и переименовано в Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири. В 1992 году решением VI съезда мусульман России и европейских стран СНГ переименовано в Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ.

Другой централизованной организацией, в значительной степени определяющей позицию российского ислама, является Совет муфтиев России (СМР).

Центром, координирующим деятельность мусульманских духовных управлений Северо-Кавказского региона, является Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК).

Намаз – обязанность каждого правоверного.

На взгляд обывателя, исламские традиции кажутся непонятными и в чем-то даже неприемлемыми. Женщины с закрытыми лицами, религиозная мотивация террористов формируют специфическое видение этой религии. При этом далеко не все закрепившиеся в обществе установки относительно внешних проявлений ислама зафиксированы в священных Писаниях.

Ислам – вторая по количеству последователей религия в России, и, как отмечает исполнительный директор Ассоциации этнографов и антропологов России Ахмед Ярлыкапов, в разных регионах ее формы отличаются. "На Северном Кавказе у нас есть действительно несколько регионов, где наиболее полно придерживаются традиций, например в Чечне и Ингушетии", – говорит он.

Любопытно, что различные действия, которые приняты в исламе, на самом деле пришли из других культур. "Например, калым – это наследие доисламское. Это наследие тех времен, когда девушка считалась собственностью своей семьи. Семья жениха выплачивала сумму семье девушки, буквально покупая ее, – рассказывает антрополог. – А так называемая бурка, или паранджа, которая закрывает полностью женщину, является наследием иранской оседлой городской культуры, когда женщина оказывалась затворницей. Эта традиция существовала до ислама. Когда мусульмане пришли и завоевали иранский мир, иранские традиции вдруг оказались мусульманскими. Женщина не обязана закрывать лицо по исламским традициям, – продолжает эксперт. – Среди таких вот обычаев, допустим, я бы хотел назвать бытующее до сих пор в Северной Африке женское обрезание. Каждый год исламские ученые Египта выдают богословское заключение, что это не исламская традиция, что это запрещается исламом. Тем не менее этой ужасной процедуре подвергаются до 90% девочек".

Стоит отметить, что с точки зрения ислама женщина - абсолютно независимый и в экономическом плане человек. "Если взять пример Пророка Мухаммада, то его жена Хадиджа – она абсолютно спокойно занималась бизнесом. Она была его гораздо богаче. Более того, Хадиджа спонсировала его деятельность. И даже есть пример, когда она подарила, по-моему, 40 овец кормилице Мухаммада просто из благодарности, что она его выкормила. А мусульмане продолжают оглядываться назад и придерживаться правил, которые не имеют никакого отношения к исламу и являются наследием национальных традиций того мира, тех регионов, куда ислам пришел когда-то", – объясняет Ярлыкапов.

Если вспомнить Россию начала ХХ века, то можно увидеть, что мусульманки не закрывали своих лиц уродливой паранджой, они очень активно участвовали в жизни общества, а девочки спокойно получали образование.

"Сегодня мусульманская община в России находится в глубочайшем кризисе. Огромная проблема с лидерами, которые могли бы сориентировать людей", – говорит он. Но при этом уточняет, что лидеры – это вообще большая проблема мусульманского мира. "Это не религия соборов, на которых все решается, а религия интерпретаций. Она сильно зависит от мнения авторитетных людей. Человек может обосновать что угодно, как угодно. И, к сожалению, находятся люди, которые обосновывают в том числе и возможность терактов. В Коране четко сказано, что убийство даже одного человека равнозначно убийству всего человечества. Кроме того, имеется полный запрет на самоубийство".

В России проблемы различий в интерпретации вероучения тоже есть. Сравним Дагестан и Татарстан. В первом проблема примерно такая же, как в Израиле. Это очень жесткое разделение на ультрарелигиозную и ультрасветскую часть. Это произошло потому, что Дагестану в наследство от Советского Союза достался очень сильный светский сектор. Вместе с тем за 90-е годы там вырос очень серьезный ультрарелигиозный сектор, который культурно другой. А тот же Татарстан остается мусульманским, но в целом он находится в общем российском культурном поле. Этот регион органично вплетен в общероссийское пространство. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!