Без международного расследования Кыргызстану не обойтись

Фотография - Без международного расследования Кыргызстану не обойтись

Трагические события на юге Киргизии - это первая война (если называть произошедшее «войной»), которую противостоявшие друг другу стороны активно старались запечатлеть на цифровые фотоаппараты и видеокамеры, а также камеры мобильных телефонов, прекрасно осознавая значение документальных свидетельств. 

161 0

Первой войной, запечатленной объективом фотоаппарата, стала гражданская война в США 1861-65 годов. Первую мировую уже вовсю снимали на кинокамеры. Во Вторую мировую фронтовые операторы отсняли миллионы километров черно-белой целлулоидной пленки. Во времена Вьетнама фотографии и пленка стали цветными. В 1990-е войны и локальные конфликты начали снимать на видео. Трагические события на юге Киргизии - это первая война (если называть произошедшее «войной»), которую противостоявшие друг другу стороны активно старались запечатлеть на цифровые фотоаппараты и видеокамеры, а также камеры мобильных телефонов, прекрасно осознавая значение документальных свидетельств. Отсюда - огромное количество визуальных материалов, хлынувших в интернет уже в первые дни столкновений, немного не дотягивая до режима какого-нибудь реалити-шоу «Война в прямом эфире». Такого изобилия кадров и близко не было во время аналогичных событий 1990-го года, возможно, поэтому они так быстро и забылись.

Очевидно, что восстановить относительно нормальные отношения между узбекским и киргизским народами будет возможно только после того как все виновные понесут справедливое наказание. Не менее очевидно, что, несмотря на огромное количество фото и видеодокументов, справедливую оценку событиям и действиям всех сторон конфликта может дать только международное расследование.

Напомню, что провести независимое международное расследование руководство Киргизии с самого начала призывали и представители госдепартамента США, и Евросоюза, и авторитетные международные организации, в частности Хьюман Райтс Вотч. Последняя заявила, что «планируемое независимое расследование недавних беспорядков на юге Кыргызстана международной комиссией должно рассмотреть все аспекты насилия, включая роль правительственных сил».

Реакция новых властей Киргизии свидетельствовала о том, что им не очень-то нравится подобная идея. «Допускать к расследованию какие-то международные органы нельзя, так как это будет вмешательством в суверенитет нашей страны», - разъяснил позицию руководства страны курировавший правоохранительные органы и прокуратуру вице-премьер Азимбек Бекназаров во время пресс-конференции в Бишкеке 7 июля. Знакомые речи, не правда ли? Примерно то же самое заявлял Ислам Каримов после андижанских событий 2005 года.

Президент Роза Отунбаева на днях открыто признала, что в стране есть силы, выступающие против международного расследования, не называя их прямо. Наблюдатели считают, что ядром этих сил являются киргизские силовики, во время конфликта примкнувшие к одной из сторон, и сегодня никоим образом не желающие расследования обстоятельств произошедшего.

«Киргизские силовые структуры оказались задействованы в конфликте на одной стороне, а точнее, на стороне киргизов, об этом нужно прямо говорить», - заявил в интервью Deutsche Welle известный политолог Александр Князев. По его мнению, честное расследование может выявить преступления, совершенные представителями силовых структур, в связи с чем инстинкт самосохранения диктует им сопротивление международному расследованию. Политолог считает, что эффективность международного расследования все равно будет зависеть от киргизской стороны, от того насколько широкий доступ получат международные эксперты к материалам спецслужб, к свидетелям, а также задержанным, которые содержатся под стражей. «Но даже если у комиссии будет доступ к свидетелям конфликта, не факт, что эти очевидцы не будут запуганы ранее», - говорит Александр Князев.

«Международная комиссия может разобраться в истинной роли самих временщиков в ошской трагедии, - объясняла подоплеку позиции властей бишкекская журналистка Елена Авдеева (интернет-издание «Белый парус»). - Она может установить как неоспоримый факт, что лидеров узбекской диаспоры подбил на выступления Омурбек Текебаев, наобещавший им золотые горы в обмен на поддержку. И что командующий армией Исмаил Исаков, вместо того, чтобы давить погромщиков, бандитов и убийц, фактически отдавал в их руки оружие».

Предполагалось, что расследованием событий на юге Киргизии займется специально созданная государственная комиссия. «В состав этой комиссии включены международные эксперты, - заявлял Бекназаров. - Эта комиссия будет всё изучать, сделает свой вывод, даст политическую оценку и передаст материалы следственным органам. Но уголовные дела будут расследовать официальные правоохранительные органы». Наблюдатели тотчас же высказали подозрения, что решения такой комиссии будут носить в основном оценочный и рекомендательный характер, а зарубежные эксперты в нее будут включены скорее для виду: власти считаться с их выводами вряд ли будут, и если что – обвинят комиссию в тенденциозности и необъективности, как это обычно и бывает.

12 июля, более чем месяц после начала трагических событий президент Киргизии Роза Отунбаева подписала указ о создании Национальной комиссии для всестороннего изучения причин и последствий событий на юге республики, а также выработке рекомендаций. В состав комиссии были включены известные общественные деятели, ученые, журналисты, правозащитники, причем, вопреки пессимистичным предположениям, не только киргизы, но и узбеки, и русские. Председателем комиссии был назначен академик А.Эркебаев, его заместителем - и.о. директора Национального агентства Киргизской Республики по делам местного самоуправления Б.Фаттахов, ответственным секретарем – заместитель секретаря Совета Безопасности страны В.Орозалиев. В комиссию также вошли экс-депутат республиканского парламента Ж.Жекшеев, политолог Александр Князев, журналистка из Оша Алла Пятибратова, доктор философских наук, профессор А.Элебаева, корреспондент радио «Азаттык» Алишер Токсонбаев, правозащитница Азиза Абдрасулова. Роза Отунбаева поручила комиссии представить заключение по произошедшим событиям в срок до 10 сентября 2010 года. При этом на комиссию была возложена обязанность знакомить общественность с результатами своей работы через средства массовой информации.

13 июля вице-премьер временного правительства Киргизии Омурбек Текебаев высказался за создание еще одной, международной комиссии по расследованию. «Причины этого конфликта глубокие, возможно, что президент республики Роза Отунбаева разрешит провести международное расследование, которое поможет установить причины возникновения столкновений», - заявил он во время пресс-конференции. Текебаев сказал, что в данном случае необходимо «проведение независимого расследования», а также создание для этого «международных экспертных групп». «Вопрос о причинах этого конфликта должен рассматриваться в рамках всего региона, а не только в рамках нашей страны», - пояснил он.

Вскоре стало известно о том, что международная комиссия все-таки будет создана. 15 июля Министерства иностранных дел скандинавских стран инициировали создание Международной независимой комиссии по изучению причин трагических событий на юге Киргизии. Вопрос ее создания был поднят в ходе встречи президента Розы Отунбаевой со специальным представителем Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Центральной Азии Киммо Кильюненом. Отунбаева согласилась с предложением европейских стран о проведении независимого расследования, и с тем, чтобы Международную комиссию возглавил финский парламентарий (от Социал-демократической партии Финляндии), вице-президент Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Киммо Кильюнен, однако отметила необходимость скоординированной и совместной работы Международной Комиссии с Национальной комиссией, созданной правительством Киргизии. «Без международного расследования сегодня не обойтись, - заявила она на пресс-конференции 16 июля. - Необходимы такие выводы, чтобы две группы населения [киргизы и узбеки] извлекли уроки из этих событий». По ее словам, международное расследование может «поставить все точки над «i» в вопросах причин событий на юге». «Представитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Киммо Кильюнен взялся за это дело и сейчас составляет список членов комиссии. В нее обязательно войдут представители ЕС, офиса ОБСЕ по делам меньшинств и офиса верховного комиссара ООН по правам человека. Другие страны, например Россия, тоже хотят участвовать», - сообщила Роза Отунбаева.

Таким образом, в настоящее время предполагается, что расследованием займутся сразу две комиссии – Национальная и Международная, в которую войдут представители ОБСЕ, Евросоюза и ООН. Напомню, что создание международной комиссии, неподконтрольной киргизским властям, было основным требованием международного сообщества, правозащитных организаций и самих пострадавших.

Другой аспект событий на юге Киргизии: пока не все поняли, что они буквально взорвали сложившиеся отношения между титульными нациями и нацменьшинствами во всей Средней Азии – и много дальше. Вопрос поставлен прямо: как быть, если нацменьшинства нагло требуют равноправия, в том числе по языковому и представительному принципу, - что в этом случае делать? Немедленно пересажать их активистов в тюрьмы (как в Турции) или поднять «патриотов» громить всех подряд и жечь их дома (как в Киргизии)? Сегодня вся узбекская оппозиция страшно негодует по поводу узбекских погромов, именуя киргизов фашистами и нацистами, звучали даже обращения к Каримову немедленно решить проблему по «кипрскому варианту». Но ведь меньшинства имеются и в самом Узбекистане, к примеру, таджики, которых по приблизительным оценкам может насчитываться 15-20 процентов от всего населения, и которые тоже подвергаются языковой и культурной дискриминации. В свою очередь крупные узбекские общины есть в Таджикистане и Туркменистане, где они тоже угнетаются и дискриминируются, а еще есть русские, казахи, уйгуры, киргизы, дунгане... В Азербайджане дискриминируемое нацменьшинство - талыши, в Турции - курды, составляющие 15-20 процентов населения страны, и которым отказано даже в праве обучаться на родном языке (во всей Турции нет ни одной курдской школы), на нем запрещено печатать книги, газеты, журналы, а два десятилетия назад курдам за один лишь разговор по-курдски в общественном месте грозил административный арест (только в 1991 году под давлением Запада турецкие власти отменили это наказание и позволили курдам разговаривать на своем языке). Проблема вырвалась наружу подобно извержению вулкана, и загнать ее назад будет очень сложно, если вообще возможно: отныне всеобщие симпатии на стороне угнетаемых этнических меньшинств и против принципа неограниченного господства титульных этносов - «Германия для немцев», «Турция для турок» и т.д.

Весьма показательно, что в Киргизии основными причинами узбекских погромов на неофициальном и полуофициальном уровне назывались призывы со стороны «оборзевших» представителей узбекской общины повысить статус узбекского языка до уровня официального и обеспечить равноправное представительство в органах власти. Подумать, только – какие негодяи, и как это они посмели подобное высказывать! Ну не возмутительно ли?..

Между тем, положение, когда в стране насчитывается несколько официальных языков в странах цивилизованных и стремящихся таковыми стать считается вполне естественным. Например, в Финляндии два официальных языка – финский и шведский. В Афганистане тоже два – пушту и дари. В Швейцарии официальных языков четыре – немецкий, французский, итальянский, ретороманский. В Канаде два – английский и французский, а на территории Нунавут и Северо-Западных территориях (аналоги американских штатов) признаются соответственно 4 и 11 официальных языков (включая английский и французский). В ЮАР 11 официальных языков, включая английский и африкаанс, в Индии - 23 официальных языка, в Боливии – 37. В России помимо общегосударственного русского языка имеются 23 государственных языка субъектов федерации, а на территории Дагестана статусом государственного обладают ВСЕ языки этой республики, письменными из которых являются аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский. Еще 15 языков в России имеют официальный статус, то есть могут свободно использоваться наравне с государственными в местах компактного проживания своих носителей (например, казахский язык в Республике Алтай).

Государствам Средней Азии до подобного либерализма пока далеко. Интернет-форумы в последние месяцы полны высказываний этнических киргизов, которые искренне возмущаются бесстыдством узбеков, посмевших что-то требовать (напомню – это пятая часть населения страны), и утверждают, что те «зарвались» и «сами во всем виноваты», оправдывая, таким образом, массовые убийства и акты насилия. И это - диагноз. Впрочем, если предположить, что некая национальная община вдруг выдвинет аналогичные требования в самом Узбекистане или в соседних с ним странах, то общая реакция на них, вероятнее всего, будет не слишком отличающейся. 


Теги:

Киргизия

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!