Кыргызстан: от "острова демократии" до "острова невезения"

Фотография - Кыргызстан: от "острова демократии" до "острова невезения"

То, что произошло в Кыргызстане в 2005 году, и происходит сейчас, начиная с нынешнего апреля, иначе как государственным переворотом не назовешь. Если в первом случае он был бескровным, то во втором - с большим числом жертв и еще не до конца ясными последствиями. 

161 0

То, что произошло в Кыргызстане в 2005 году, и происходит сейчас, начиная с нынешнего апреля, иначе как государственным переворотом не назовешь. Если в первом случае он был бескровным, то во втором - с большим числом жертв и еще не до конца ясными последствиями.

Между тем, начиная примерно с 2005 года, у ряда так называемых экспертов по Средней Азии стало модным автоматически переносить проблемы и тенденции развития Кыргызстана на Казахстан. Общий лейтмотив их рассуждений таков: то, что происходит там, скоро может случиться и в нашей стране. А собственно, на каком основании делаются эти выводы?

Их псевдонаучная риторика покоится на двух факторах: во-первых, на этнической близости казахов и кыргызов, во-вторых, на географическом соседстве. Такая поверхностная постановка проблемы так же бессмысленна, как например, попытка приравнять проблемы развития Беларуси или Украины на Россию. По той же причине - территориальной, этнической и культурной близости.

Если в историческом прошлом у этих стран и народов действительно было много общего, то начиная с 1991 года их пути развития как в экономике, так и политике начали кардинально расходиться.

Телега впереди коня

Нурсултан Назарбаев, будучи прагматиком, выбрал приземленную парадигму развития: "сначала экономика, потом политика", и твердо следовал этому курсу. История успеха азиатских государств вроде Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, а позднее КНР показала: быстрого подъема добивались страны, сочетавшие свободу предпринимательства с довольно жестким курсом в области политических свобод. И это не случайно - низкий исходный материальный уровень населения в ходе реформ неизбежно привел бы к социальным потрясениям.

Напомним также, что в последние несколько лет рухнул миф о совершенстве классической американской модели экономики: рынок всегда сам себя отрегулирует. Все ведущие государства мира, в первую очередь США, были вынуждены спасать свою экономику , в том числе и путем фактической национализации частных банков и жестким их регулированием. А также ушел в небытие постулат, что успешное рыночное развитие при высокой роли государства в экономике невозможно – пример КНР доказал обратное в период кризиса. И этот факт уже признали как ученые, так и мировые политики.

А тогда, в далеком 1991 году, глава нашего государства выбрал, казалось бы, сомнительную модель - рыночную экономику с государственным регулированием. Азиатский кризис 1998 года и последний глобальный кризис показали надежность нашего пути: Казахстан одним из первых преодолел его последствия. Успехи налицо - 80 млрд долларов иностранных инвестиций, 53 млрд долларов в Нацфонде, 240 тысяч новых рабочих мест, созданных именно в это время, рост пенсий, пособий, стипендий.

Кыргызстан, наоборот, долгое время ходил в любимчиках всех демократов мира. Его руководство охотно исполняло любое указание зарубежных советников, многочисленных экспертов МВФ и Всемирного Банка. Он первым открыл свои границы ВТО, ему охотно давали займы на поддержание высокого курса сома. Да, заокеанские друзья называли Кыргызстан "островом демократии". Но реальные экономические реформы не проводились, не создавались рабочие места, не привлекались инвестиции. И чем закончился популизм Акаева? Обнищанием народа, высокой криминализацией страны и первым государственным переворотом. Впору назвать страну "островом невезения"…

Результаты на нынешний момент говорят сами за себя: ВВП Казахстана превышает суммарный ВВП всех остальных государств Средней Азии, вместе взятых. Количество гастарбайтеров является показателем истинного положения дел на их родине. В России, особенно в Москве – вы найдете сотни тысяч узбеков, кыргызов, таджиков, но казахи – большая редкость.

Итак: ВВП Казахстана в 2009 году составил 109 млрд 774 млн долларов США. У соседей почти в 24 раза меньше: всего 4 млрд 600 млн долларов! ВВП на душу населения у нас – 6916 долларов, в Кыргызстане – 855. И еще очень важная цифра: в 2008 году доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в Казахстане составляла 8 процентов, а у наших соседей – 31,7 процента. По некоторым данным, от полумиллиона граждан-кыргызстанцев работают в России, десятки тысяч трудятся в наших южных областях. Ситуация усугубилась с наступлением мирового экономического кризиса: многие гастрабайтеры, потеряв рабочие места в России и Казахстане, стали возвращаться в родные края. При таком соотношении людей, живущих за чертой бедности, к общему числу экономически активного населения, при отсутствии сколько-нибудь внятной социальной политики и невиданного разгула коррупции в высших кругах можно было ждать социального взрыва в любой момент.

Два кыргыза – пять партий

Поляки в Европе считаются самыми политизированными. Есть такая польская шутка: где два поляка, там три партии! Наши соседи их переплюнули: практически каждый мало-мальски известный политик или просто авторитетный госчиновник возглавляет свою партию или движение. О чем говорит это черта национального характера? О склонности к демократии – воскликнет наш экзальтированный оппозиционер, не устающий воспевать революции у соседей. На самом деле это как раз свидетельство незрелости общества, его низкой политической культуры, и главное - неготовности к компромиссам. А ведь настоящее искусство политика – это способность находить компромиссные решения. Иначе политика превращается в вооруженный переворот.

Вдумайтесь: даже в "колыбели демократии" – США  –  заметную роль в политической жизни играют всего лишь две партии – республиканская и демократическая.

Еще одна из причин трагических событий – давнее противостояние: юг – север. В этом есть заметное сходство с Таджикистаном 90-ых годов. Главной причиной гражданской войны в этой стране политологи называли то обстоятельство, что, по сути дела, на момент распада Союза таджики не сформировались как единая нация. Вопросы веры, региональные особенности оказались выше национального самосознания. К великому сожалению, и в Кыргызстане еще при Акаеве стало заметно, что региональные, местнические интересы выше общенациональных. Собственно , первый переворот считался победой южан, а второй – реваншем северян.

Различия между нашим югом и севером (такое деление есть, к примеру, даже во Франции и Италии) проявляются только в быту: отличаются некоторые ритуалы, есть диалекты. Однако всякий казах осознает себя прежде всего казахом.

Если же говорить о казахстанском народе в целом, то наша веротерпимость и межнациональные отношения давно считаются в мире эталонными. Именно в такие моменты, когда у ближайших соседей ситуация на грани гражданской войны, а в межэтническом конфликте погибли сотни людей, особенно остро понимаешь, что такое дружба народов в истинном смысле этого слова.

Еще одна важная для понимания ситуации вещь: Казахстан сделал то, чего не удалось большинству бывших республик Союза – не допустить вхождения организованной преступности во власть. Еще в 1994 -1997 годы был сломан хребет оргпреступности в РК. Для этого нужна была, прежде всего, сильная политическая воля. Не зря международное преступное сообщество нашу страну называет "красной" - то есть законопослушной.

В КР, наоборот, с распадом Союза роль оргпреступности только возрастала. Дошло до того, что криминальные авторитеты даже стали депутатами парламента, и фактически управляли целыми областями. Они сыграли большую роль в свержении Акаева, они были одной из заметных сил и в последнем перевороте. В последних событиях в стране просматриваются три главные силы: политическая оппозиция Бакиеву, толпа маргиналов и организованная преступность. И, что особенно показательно, боевики участвовали в событиях как с той, так и с другой стороны. А когда официальная власть начинает опираться на криминал в решении своих задач, то дни ее сочтены…

Пир во время чумы

Отдельная статья – это действия высшего руководства этой страны. Если ошибки первого президента страны Аскара Акаева еще можно объяснить полным отсутствием опыта руководства (из заведующего лабораторией сразу в президенты!), его политической наивностью, то Бакиева оправдать невозможно. То, что вытворяла правящая клика, иначе как пиром во время чумы не назовешь – ведь  украсть умудрились даже 450 млн долларов стабилизационного кредита, полученного от РФ!

Не зря президент России Дмитрий Медведев заявил в те дни: "Реальна угроза распада Кыргызстана на север и юг, республика находится на пороге гражданской войны, и ответственность за такую ситуацию несут власти, которые не смогли консолидировать общество и развивать экономику". По словам Дмитрия Медведева, Кыргызстан может превратится во второй Афганистан.

Многих настораживает и привычка решать политические проблемы насильственным путем. На штыках пришел к власти Бокиев, штыками его и скинули. Теперь раздаются голоса, что народ готов вновь свергнуть новую власть.

Пока лидеры всех этих многочисленных политических партий не поймут сами и не объяснят электорату, что для процветания нужны национальное согласие, стабильность, кропотливый труд, эволюционный путь развития, соседям придется несладко. Перефразируя известную восточную пословицу, можно сказать: сколько не говори "революция", во рту слаще не станет.

Резюмируя итоги дискуссии с теми, кто спешит Казахстан приравнять к Кыргызстану, можно заявить: объективных причин для подобных страхов нет.

Главным гарантом от революции и смут во все времена было наличие большого числа собственников. У нас за годы независимости вырос серьезный класс собственников – в Казахстане свыше миллиона частных фирм и индивидуальных предпринимателей. Да, конечно, есть борьба элит за доступ к ресурсам, медиа-войны, но все это - в цивилизованных рамках. Мы построили сильное эффективное, социально ориентированное государство. Подавляющее большинство многонационального населения Казахстана, безусловно, поддерживает стратегический курс своего президента и лидера нации Нурсултана Назарбаева. А цели у президента амбициозные: стать высокотехнологичным демократическим государством, войти в числе наиболее развитых стран планеты. Эта идея, ставшая национальной, объединяет вокруг лидера всех, даже оппозицию. А о путях и методах ее достижения мы всегда договоримся цивилизованным - мирным - путем. 


Теги:

Киргизия

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!