Последний парламент кыргызской надежды

Фотография - Последний парламент кыргызской надежды

Недавно в Кыргызстане стартовал и успешно развивается новый социальный проект – национальный парламент пятого созыва, формируемый исключительно по партийным спискам. 

213 0

Недавно в Кыргызстане стартовал и успешно развивается новый социальный проект – национальный парламент пятого созыва, формируемый исключительно по партийным спискам. По замыслу авторов, этот путь должен разрешить основные ментальные проблемы государственного строительства. Однако парламентаризм – сложная многоуровневая политическая система, и решая проблемы только на макроуровне, нельзя питать иллюзии по поводу того, что происходящие на макроуровне перемены позволят усовершенствовать политическую систему в целом.

Политическая специфика правящей элиты, как в Кыргызстане, так и в регионе в целом, её своеобразное родовое “тавро” заключается в стремлении национальных лидеров к единоличному управлению государством. При этом наши (кыргызстанские - прим. ред.) предполагаемые фавориты далеко не всегда способны сформулировать ясную общенациональную повестку дня с концепцией мягкого эволюционного развития страны. Кыргызстан в качестве несостоявшегося государства полупрезидентского типа решил раздробить власть между различными политическими группами и сделать это путём создания в стране парламентской республики на основе жёсткой конкурентной борьбы всех конфликтующих сторон.

Что это будет? Мощная и тотальная демодернизация общества с возрождением полуфеодальных механизмов клановой реализации политических процессов, или маленькая Германия? Вряд ли, но может быть. Пока точно не известно никому. Эксперимент достаточно сложный, и пока существующий только на бумаге.

Чем более развито общество, тем больше степеней свободы оно имеет. И наоборот тоже верно. Ситуации, когда комплексные отклонения от государственных норм превосходят критический уровень и переводят государственность в непредсказуемое состояние - в нашей стране могут возникнуть в любое время. Напряжённая обстановка на юге республики – тому подтверждение.

Корень межэтнических проблем спрятан не столько в этнократической политике государства последних лет, дающей видимые преимущества титульной нации, сколько в экономической разрухе. Сытым делить нечего. Само понятие “титульная нация” относится к категории постколониального сознания этнического большинства стран постсоветского пространства. Правильнее и корректнее было бы введение в культуру межнационального общения политологического термина “государствообразующая нация” с последующим статусом его юридического закрепления.

Это же относится и к разделению языков на государственный и официальный – своеобразный номенклатурный выверт национального суверенитета по экспертному предложению ЮНЕСКО образца 1953 года. Хоть десять языков – все могут быть государственными.

Причины политических кризисов традиционно принято искать в экономической сфере. Однако политический кризис может явиться результатом тупикового состояния политических отношений в обществе, и как следствие, привести к перелому политического процесса. Так и произошло после референдума 27 июня. Конфликт во временном правительстве по поводу сфер политического влияния и за передел собственности себя исчерпал. Договорились. К тому же, полный хаос в Кыргызстане не отвечает ничьим интересам.

Гораздо актуальнее для страны - проведение выборов и формирование более жёсткой вертикали власти. Появились принципиально иные, усложнённые правила политической игры. Новая конфигурация власти предполагает динамичное партийное строительство. Одиночные лидеры без команды уходят в прошлое, набирают обороты не столько отдельные партийные образования, сколько солидные предвыборные альянсы.

Назначение и жизненный цикл большинства малочисленных, но претенциозных партий определено периодом парламентской компании и небольшим отрезком времени после неё, поскольку задуманы и созданы они как необходимый предвыборный антураж малоизвестных начинающих политиков. Вряд ли они могут рассчитывать на основательную поддержку населения. Занимаются в основном муссированием дестабилизирующей информации и грозят вывести на улицы проплаченный электорат сразу же после выборов в знак протеста против нового парламента, каким бы он ни был.

Серьёзные молодые партии создаются в основном либо по признаку наличия источника финансирования, либо по территориально – клановой характеристике и есть опасения, что заниматься в парламенте они будут только тем, что удовлетворять свои собственные материальные интересы.

 

Однако профессиональная квалификация лидеров некоторых партий с солидным опытом, которые имеют реальные шансы на получение депутатских мандатов – позволяет надеяться на конкуренцию позитивных сценариев развития государства. К тому же уровень достигнутой известности этих людей в Кыргызстане очень высок, а усложнение среды в политике означает уход от жесткой дихотомии “свой – чужой”, включение новых параметров выбора коалиций. Всё достаточно просто: ”Изменись – или исчезни!” Только в согласованности и в обоюдном дополнении могут быть решены серьёзные проблемы партийных альянсов. Связь вместо всемогущества – вот и всё, что им нужно. Кто хочет иметь будущее, должен расстаться с удобными привычками.

Всем нужны реформы. Необходимо участие каждого гражданина, а не потребительский менталитет ожидаемых субсидий. Самое главное, чего ждут простые граждане от партийных блоков в парламенте – обеспечение энергетической безопасности, развитие транспортной инфраструктуры, дальнейшее восстановление и строительство жилых и административных объектов, обеспечение продовольственной и общественной безопасности.

Объединение партий, тяготеющих к силовому блоку, особенно в свете ошских событий, привело бы к мощному “синергетическому” влиянию на общество: политическая сила альянса не равняется сумме его составляющих, она значительно её превосходит. Тем самым будет внесён существенный вклад в восстановление управляемости и контроля над страной.

Тот же эффект, с претензией на “идеологическую монополию”, может быть достигнут коалицией проправительственной партийной тройки. К ним потенциально могут примкнуть некоторые центристы. К тому же сегодня у власти нет таких сил, чтобы включить полноценный административный ресурс. Будем надеяться, что выборы пройдут достаточно свободно.

Спокойная, стабильная партия трудовых мигрантов и легкой промышленности республики на первый взгляд - без политического лица. Однако мигранты - это не только солидная доля в валовом национальном продукте страны, что само по себе уже немало в существующих условиях. Мигранты, а их порядка 20% от общей численности населения – это навыки, контакты, связи, друзья в более прогрессивном социуме. Это тот социальный субстрат, который объективно может участвовать в формировании нового типа общенационального сознания.

Участие вышеназванных партий в выборах, скорее всего, приведёт к тому, что в парламенте сложатся два противоположных центра политических интересов, резко конфронтирующих друг с другом: пропарламентский и пропрезидентский. Не определившиеся стороны будут вынуждены примкнуть к тому или иному полюсу. Смогут ли они договориться? Поиск ответа сводится к выбору одного из двух вариантов, тогда как наиболее правильное решение чаще всего лежит между ними.


А всё ли так гладко в предвыборном турнире, как может показаться на первый взгляд? Совсем нет. Основные проблемы политического процесса в Кыргызстане – это отсутствие единого лидера, яркого авторитета и дремучее невежество большинства «патриотов». Их главная “национальная мудрость” в целом сводится к одному “неотразимому” аргументу: дескать, вот ведь какая история, “кыргыздар” – праотец-то человеческий Адам на самом-то деле был кыргызом и в Эдеме прикрывал своё достоинство совсем не фиговым листочком, а войлочным колпаком. Вот мы какие, весь род людской произошёл от нас, всё вокруг принадлежит нам, богоизбранным. И чего это казахи отгородились от нас колючей проволокой? Даже как-то оскорбительно.

Конечно, это мягкая ирония, если хотите – гипербола. Сарказм политического памфлета. Но это ирония национальной судьбы и совсем даже “без лёгкого пара”. Так или примерно так сегодня в Кыргызстане зарабатываются предвыборные очки. Согласен, далеко не всеми, но прецедент всё же существует.

Может быть, не стоило обращать внимание на подобную мелконациональную озабоченность, в конце концов – это проявление инфантильно-аильной формы национальной гордости древнего народа, если бы сей патриархальный примитивизм не представлял опасности для цивилизованного института частной собственности. И не воспроизводился бы генеративно, т.е. не передавался бы из поколения в поколение в той или иной форме, совсем не редко академической. И если бы в сёлах не проживало более 60% населения младописьменной нации. Массы не дремлют, идеологический вакуум заполняется стихийным государственным мифотворчеством. Такая вот архаизация социальной этнопсихологии. Легитимная клоунада переходного периода с вариациями на тему Кодекса этического поведения.

Я убеждён, что в основе внутригосударственных неурядиц, экономических потрясений и почти рабской бедности основной части населения страны лежит невежество народа. Создаётся впечатление, что государство de jure декларирует приверженность мировым стандартам демократического образования и воспитания, de facto сознательно избегает формирования личностных компетенций граждан в виде профессиональных знаний и навыков. Тут уж кому как повезёт. НО, тупыми управлять проще.

Видный оппозиционный политик республики М.Д. Ниязов с тревогой замечает: “ Меня очень серьезно беспокоит тот фактор, что у государства есть тело, нет головы. Безголовье таит в себе угрозу раскола”.


Преодоление негативного сценария представляется возможным в установлении новой политической структурой – национальным парламентом - более тесного экономического взаимодействия с Россией – традиционным гарантом нашего существования. Если Россия заинтересована в Кыргызстане, то она, не вмешиваясь во внутренние политические процессы, постарается сформировать пророссийскую политическую элиту, способную взять ответственность за будущее состояние страны и уже с ней будет выстраивать дальнейшие отношения. 


Теги:

Киргизия

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!