ОДКБ. Быть или не быть?

Фотография - ОДКБ. Быть или не быть?

Много лет назад среди советских журналистов-международников ходила такая шутка. Когда кому-то надо было писать заметку об очередной сессии Совета НАТО, у него обязательно спрашивали: "Ну что, опять "В обстановке противоречий?" Ныне этот истертый до дыр штамп вполне соответствует тому, что происходило в Ереване на неформальном саммите Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ). 

150 0

Много лет назад среди советских журналистов-международников ходила такая шутка. Когда кому-то надо было писать заметку об очередной сессии Совета НАТО, у него обязательно спрашивали: "Ну что, опять "В обстановке противоречий?" Ныне этот истертый до дыр штамп вполне соответствует тому, что происходило в Ереване на неформальном саммите Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ).

С момента создания этого военного союза эксперты выражали сомнения в его жизнеспособности. Главная проблема ОДКБ заключается в том, что у входящих в него государств не было и нет общего понимания угроз и методов их отражения. В самом деле, угрозы Армении решительно отличаются от угроз Белоруссии (если у той они вообще существуют). А центральноазиатские государства ОДКБ зачастую видят угрозу в политике друг друга. Так, у Узбекистана, Киргизии и Таджикистана есть масса взаимных территориальных претензий.

Фактически договор механическим образом объединил двусторонние военные соглашения России и других стран-участниц. Единственное, для чего годился ОДКБ, так это для периодической демонстрации того, что у Москвы есть какие-никакие, а все-таки союзники. Лидерам Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана приходилось дважды в год бить поясные поклоны и изображать послушных младших братьев Кремля. Взамен они получали некоторые экономические льготы, вроде субсидированных цен на энергоносители и производимую в России военную технику. Все это хрупкое равновесие могло быть нарушено, если бы любая из сторон представила бы другой слишком уж завышенные требования.

Что и произошло в последние месяцы. Кремль разобиделся на белорусского батьку, который "кинул" с обещанным признанием Абхазии и Южной Осетии. Глава Таджикистана решил, что Москва не доплачивает ему за содержание российской военной базы. И главное - ОДКБ проигнорировал отчаянные призывы временного правительства Киргизии о помощи в прекращении этнического конфликта. По сути дела, договор продемонстрировал полную неспособность выполнять свои функции.

Ссылки на то, что страны договаривались помогать друг другу только в случае внешней агрессии, а насчет внутренних беспорядков договора не было, серьезной критики не выдерживают. Ясно, что любое внешнее вмешательство в центральноазиатских странах начнется с внутренних беспорядков и кризисов. Получается, что в какой-то стране полным ходом будет идти конфликт, а участники ОДКБ будут сидеть и размышлять: имеет место внешняя агрессия или нет.

Поэтому главной темой ереванского саммита стал вопрос, как действовать в ситуациях, подобных киргизской. Обсуждали долго, однако к согласию не пришли. Пытаясь объяснить это, Дмитрий Медведев долго и безуспешно нанизывал одну фразу за другой: "Мы обсуждали шаги, которые будут способствовать становлению организованной государственности Киргизии. Здесь много проблем... К очередному саммиту ОДКБ в Москве в декабре 2010 года принято решение внести изменения в уставные документы ОДКБ с тем, чтобы организация более эффективно могла влиять на кризисные ситуации".

Понятно, что те, кому не угрожают внутренние смуты, не собираются брать на себя лишнюю ответственность. Одно дело - стиснув зубы, изображать почтение по отношению к Медведеву, совсем другое - посылать своих солдат за тридевять земель. ОДКБ фактически рассыпался, как только дело дошло до принятия сколько-нибудь серьезных обязательств.

В этой ситуации те, кто считает для себя военные угрозы реальностью, стремятся выжать максимальные преимущества из двусторонних отношений с Россией. И Кремль, желающий любым путем хотя бы сохранить видимость союзнических отношений, вынужден отступать. Только так можно объяснить, почему Еревану удалось настоять на том, что в новом протоколе о российской военной базе "российская сторона взяла на себя обязательства по совместному обеспечению военной безопасности Республики Армении и содействию оснащению ее вооруженных сил современными видами вооружений".

В течение многих лет Москва старательно избегала подобных обязательств, понимая, насколько они могут обострить отношения с Азербайджаном, который периодически обещает разрешить конфликт с Арменией военным путем. Несмотря на то, что Ереван добился выдающегося дипломатического успеха, нет никаких гарантий, что в случае военного конфликта Москва выступит на стороне Армении. Как показывают отношения внутри ОДКБ, в критической ситуации постсоветские государства не торопятся выполнять ранее взятые обязательства. 


Теги:

одкб

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!