Мьянма изгоняющая

Мир
39026
О ситуации с народом рохинджа в Мьянме.

Демографическое давление мусульманской общины, в просвещенной Европе пока лишь укрепляющее позиции ультраправых политических сил, на другом конце евразийского материка приводит к кровавым межрелигиозным столкновениям. Как результат – сотни тысяч мусульман-рохинджа вынуждены бежать с насиженных мьянмарских земель.

В XIX веке государство Мьянма именовалось Бирма, было населено коренным народом – бирманцами, исповедующими буддизм. После того как страна была колонизирована Британской империей, ее присоединили к Британской Индии. Последовал резкий рост числа мигрантов, в первую очередь индусов и китайцев. Первые заняли административные должности и ремесла, вторые – торговлю. Простые бирманцы в большинстве своем находились в низших слоях, в основном в сельском хозяйстве. Действуя согласно принципу "разделяй и властвуй", британцы активно поддерживали национальные меньшинства на территории Бирмы. Перед началом Второй мировой войны это привело к массовому заселению северо-западных районов Бирмы мусульманами из Восточного Пакистана. 

Переселение было обусловлено социально-экономическими факторами: долина огромнейшей реки Ганг, вдоль которой располагается нынешний Бангладеш, всегда была заселена чрезвычайно плотно. 

Стоит понимать, что площадь Бангладеш равна 147 тысячам квадратных километров, что равно площади Акмолинской области Казахстана. На этой площади в Акмолинской области проживает не более 800 тысяч человек, а в Бангладеш – значительно больше 160 миллионов, то есть в 200 раз больше. Так вот, мусульмане из Бангладеш (тогда – Восточного Пакистана) активно заселяли северо-запад Бирмы, вытесняя коренных бирманцев, что, естественно, вызывало недовольство последних.

Когда в 1942 году территория Бирмы была оккупирована японцами, Япония начала создавать отряды из бирманцев, играя на их националистических чувствах. Сложилась ситуация, при которой на стороне Японии воевали буддисты-бирманцы, а на стороне Британской империи – национальные меньшинства, в первую очередь мусульмане. Война окончилась, Япония проиграла, но осадок в виде пассионарных военных отрядов бирманцев и накопленных межрелигиозных противоречий остался. В 1946 году мусульманская община бирманского штата Ракхайн обратилась к основателю Пакистана Джинне с просьбой аннексировать два района – Битудаунг и Маунгдо, населенных преимущественно мусульманами. Джинна отказался. В 1948 году Бирма провозгласила независимость от британской короны. Мусульмане Ракхайна обратились к правительству Бирмы с просьбой передать два вышеназванных района Пакистану. Власти Бирмы отказались. Так началось многолетнее противостояние центрального правительства Бирмы и сепаратистского движения мусульман-рохинджа бирманского штата Ракхайн.

1947-1960 годы были ознаменованы противостоянием между вооруженными отрядами моджахедов и правительственными войсками Бирмы. Моджахеды активно переселяли всех желающих мусульман-бенгальцев на территорию Ракхайна, правительство Бирмы проводило активную политику по дискредитации мусульманского сепаратистского движения на международной арене, причем вполне себе успешную. В конце концов бирманцы смогли уничтожить лидеров моджахедов и разрушить большую часть их крепостей.

После того как в Бирме установилась военная диктатура, переименовавшая страну в Мьянму, правительство добилось полного военного доминирования в штате Рахин. Мусульмане-рохинджа оказались лицами без гражданства, были жестко ограничены в гражданских правах. При этом Мьянма сумела добиться того, чтобы окружающие страны не смели активно вмешиваться во внутреннюю борьбу властей с сепаратистами. Движение мусульман-рохинджа за десятилетия росло и падало вниз, и снова росло и вновь разрушалось стремительными военными операциями.

Нынешняя острая фаза конфликта началась в 2016 году. 9 октября 2016 года сотни боевиков напали на три мьянмарских пограничных поста, расположенных на границе с Бангладеш на территориях, заселенных мусульманами-рохинджа. 13 солдат армии Мьянмы погибли. Активисты рохинджа заявили, что атака совершена в ответ на долговременную политику угнетения народа рохинджа правительством Мьянмы. Официальный Нейлидо пообещал политику нулевой терпимости к сепаратистам и террористам.

15 ноября было объявлено, что в рамках антитеррористической операции погибли 17 правительственных солдат и 69 активистов рохинджа. После этого началась полномасштабная карательная репрессивная операция правительства Мьянмы против народа рохинджа. В городах начались антимусульманские погромы, полиция арестовывает и, как утверждают рохинджа, пытает невинных жителей региона.

Сотни тысяч мусульман-рохинджа вынуждены подняться с десятилетиями обжитых мест и двинуться прочь из страны. Счет погибшим идет уже на тысячи. Ситуация усугубляется тем, что соседи Мьянмы, будучи мусульманскими государствами, мягко говоря, помогают рохинджа без особого энтузиазма. Бангладеш либо не пускает их на свою территорию, либо депортируют их обратно в Мьянму, либо селит на абсолютно непригодных для проживания территориях. Индонезия и Малайзия помогают пищей и лекарствами, однако же при помощи оружия не позволяют беженцами пережать горе на их территории.

Другими словами, рохинджа пользуются презрением и холодным пренебрежением со стороны всех окружающих народов. ООН, ОБСЕ и множество других организаций и стран выражают крайнюю степень обеспокоенности положением, но на самом деле никто ничего кардинального сделать не может. У Мьянмы на руках все юридические карты, количество конфликтов в регионе между различными игроками (Индия и Пакистан, Индия и Китай, Китай против всех остальных на архипелаге Спратли) не позволит оказать консолидированного давления на 60-миллионную Мьянму.

Ситуация с народом рохинджа требует от международного сообщества наконец однозначно определиться с вопросом баланса двух принципов – "право нации на самоопределение" и "право государства на территориальную целостность". Отсутствие всеобщего понимания и правоприменения в том, какой из этих принципов первичен, приводит к тому, что центральные правительства склонны с большим подозрением относиться к любым попыткам компактно заселенных меньшинствами территорий  к большей автономии. Косово и Сербия, Нагорный Карабах и Азербайджан, Приднестровье и Молдова, Чечня и Россия, Абхазия и Грузия, Донбасс и Украина, Синьцзян-Уйгурский автономный округ и Китай, Каталония и Испания, курды в Турции, Ираке и Иране. Подобных конфликтов множество и каждый раз центральная власть репрессирует мятежный регион, а мятежный регион хватается за оружие - в итоге кровь, смерть и страдания.

Международному сообществу необходимо определиться и решить: ни одна страна мира никогда не признает отделения какой-либо территории без согласия легитимного центрального правительства. Тогда центр не будет бояться распада государства и будет позволять регионам больше свободы, что приведет к снижению напряженности.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить