Инопланетяне "холодной Земли" должны быть медленными и огромными – ученые

Фотография - Инопланетяне "холодной Земли" должны быть медленными и огромными – ученые

Фото: planetoved.ru

Планетологи изучают данные станции Cassini, исследующей Сатурн и его спутник Титан.

Планетологи, изучив данные автоматической станции Cassini, исследовавшей спутник Сатурна Титан, назвали эту луну газового гиганта альтернативным измерением планеты Земля, передает Today.kz со ссылкой на Lenta.ru

Спутник называют "холодной Землей", потому что Титан очень похож на нашу планету, не считая ряда исключений: температура на поверхности луны Сатурна - минус 180 градусов по Цельсию, а водоемы и атмосфера содержат углеводороды. Существование жизни на Титане ученые считают маловероятным. Тем не менее, планетологи выдвинули гипотезу о том, что возможные обитатели Титана, скорее всего, отличались бы медленным метаболизмом и гигантскими размерами. По мнению ученых, если на Марсе организмы в качестве внутриклеточной жидкости могли бы содержать перекись водорода, то жизнь на Титане возможна только на основе химии углеводородов.

"Если вы не рассматриваете различные варианты возможной жизни, вы не поймете, что и как искать", — объяснил один из авторов исследования Дирк Шульце-Макуш из Государственного университета штата Вашингтон. Он подчеркнул, что ученые не заявляют о необычных организмах на Титане, однако отмечают, что "их существование соответствует физическим и химическим законам, а также биологии".

Помимо возможности предполагать, пусть и маловероятную, жизнь на спутнике Сатурна, космическая станция принесла исследователям массу полезных данных. Обширные моря, высокие горы, реки, дюны, туман, облако-монстр — все это есть на "холодной Земле".

Титан в полтора раза больше Луны в диаметре и почти вдвое — по массе. В атмосфере спутника Сатурна, как и Земли, преобладает азот. В газовой оболочке Титана на него приходится до 95 процентов объема. В отличие от Земли в атмосфере спутника Сатурна очень мало кислорода. Вместо него — метан и этан. Низкие температуры позволяют этим газам находиться в жидком состоянии. Они играют роль воды на Титане. По оценкам, более 1,6 миллиона квадратных километров поверхности Титана (почти два процента) покрыто жидкостью. Около северного полюса раскинулись три углеводородных моря (Кракена, Лигеи и Пунги) в окружении многочисленных озер. В южном полушарии пока обнаружено только одно крупное озеро.

В 2014 году Cassini провела радарное наблюдение моря Лигеи и обнаружила в нем метан. Планетологам наконец-то удалось при помощи полученных автоматической станцией данных выяснить химический состав моря Лигеи. Установлено, что дно водоема покрыто слоем разнообразных органических соединений. Эти нерастворимые углеводороды, например бензол и нитрилы, попали туда с атмосферными осадками и осели на дно под действием силы тяжести. Ученые не заметили разницы между температурами в море и на берегу в разные времена года (аналоги земных зимы и лета). Это позволило предположить, что береговая линия моря Лигеи имеет пористую структуру и богата жидкими углеводородами.

Фото -

Выявлена также самая высокая точка Титана — гора Митрим в центре нижнего хребта Ее высота — 3 337 метров. По мнению планетологов, под ледяной корой Титана скрывается мантия из жидкой воды, которая находится под высоким давлением (в том числе плотной атмосферы спутника Сатурна), медленно течет и постепенно деформирует приповерхностные слои. Это и приводит к образованию на Титане высоких гор. Благодаря данным со станции составлены и уточнены карты Титана. Большинство возвышенностей спутника по астрономической традиции названы в честь гор Средиземья из романов Джона Толкиена. На карту добавлено девять объектов, в том числе горная область Мория. Ранее на карте было 12 объектов, не считая точку посадки модуля зонда Huygens – ударный кратер.

Фото -

Кроме того, в 2015 году станция Cassini запечатлела облако-монстр, названное так из-за огромных размеров, на южном полюсе Титана. По мнению планетологов, структура и местонахождение объекта могут свидетельствовать о приходе в эту область зимы. Облако-монстр, состоящее из замерзших углеводородов, расположено на высоте от 200 до 300 километров в стратосфере спутника Сатурна. Этот объект впервые обнаружили в 2012 году при помощи научного инструмента CIRS (Composite Infrared Spectrometer), а его размеры и динамику уточнили в 2013-м.

Сезон на Титане длится 7,5 земного года. В районе южного полюса пик зимы придется на 2017 год, когда станция Cassini прекратит свое существование. Смену времен года на Титане ученые наблюдали с 2004 года, когда аппарат достиг орбиты Сатурна. Тогда на северном полюсе спутника была зима, а на южном — лето. С приходом весны облака на северном полюсе начали пропадать и формироваться на юге. Ученые полагают, что газообразные углеводороды в ходе сезонных изменений транспортируются из теплых участков атмосферы в более холодные, где происходит их конденсация и замерзание с образованием многослойных облаков.

Фото -

Миссия Cassini-Huygens является совместным проектом НАСА, Европейского и Итальянского космических агентств. Оперативное руководство проектом осуществляется Лабораторией реактивного движения в городе Пасадена (Калифорния, США).