Специалист по майя усомнился в открытии канадского школьника

Фотография - Специалист по майя усомнился в открытии канадского школьника

Уильям Гадури. Фото: thestar.com

В частности, ученый обратил внимание на то, что у древних майя не было звездных и географических карт в нашем понимании.

Научный сотрудник Музея археологии и этнографии Гарвардского университета и преподаватель на кафедре антропологии в Гарварде Александр Токовинин усомнился в открытии канадского школьника, который якобы обнаружил древний город майя, изучив карту звездного неба, сообщает BBC News.

Как сообщалось ранее, 15-летний Уильям Гадури сравнил карты звездного неба со спутниковыми снимками земной поверхности и обнаружил в джунглях Мексики следы того, что может являться четвертым по размерам из известных городов майя.

По словам Токовинина, на одних картах в Интернете город отмечен на территории Белиза, на других - в штате Кампече в Мексике. "То есть сразу же возникают сомнения в его местоположении, так как город не может одновременно находиться в двух местах", - говорит ученый. По его словам, обе зоны достаточно исследованы археологами, рядом с ними есть известные крупные городища майя.

Токовинин также обратил внимание на то, что у древних майя не было звездных и географических карт в нашем понимании. "Есть правила, по которым делаются современные карты, и майя не могли их знать. Сохранившиеся доколумбовые картографические изображения немного похожи на средневековые европейские дорожные карты. То есть они не могли бы построить свои города в последовательности, которая бы одновременно соответствовала нашим звездным и географическим картам", - отметил он. Кроме того, до наших дней не сохранилось ни одного этнографического описания, каким европейским созвездиям соответствовали созвездия майя.

Свои сомнения по поводу открытия канадского школьника выразили и другие видные археологи и специалисты по древней цивилизации майя. "По большому счету, как сказал один из них, Дэвид Стюарт, это напоминает психологический тест Роршаха, когда каждый может разглядеть в кляксе то, что ему близко", - сказал Токовинин.

Ученый подчеркнул, что это несправедливо прежде всего по отношению к самому подростку, который действительно искренне увлечен наукой. "Шквал критики, который уже звучит из уст экспертов по майя - а их, в принципе, не так уж много, и они все общаются друг с другом в соцсетях, - может стать для него большим ударом. Надеюсь, что это не заставит Уильяма отвернуться от исследований в будущем", - заключил он.