"Безопасный" пластик резко повышает эмбриональную смертность - ученые

Фотография - "Безопасный" пластик резко повышает эмбриональную смертность - ученые

Фото: gogetnews.info

Бисфенол S используется как "безопасная" альтернатива бисфенолу А.

Американские ученые пришли к выводу, что бисфенол S, который используется как "безопасная" альтернатива бисфенолу А, способен вызывать нарушения развития половых клеток и повышать эмбриональную смертность, сообщает N+1 со ссылкой на статью в журнале PLOS Genetics.

Бисфенол А - распространенный компонент пластиков, термобумаги для кассовых аппаратов и других материалов. Он обладает слабой эстрогенной активностью (то есть напоминает по действию женские половые гормоны), но его концентрация, с которой люди сталкиваются в повседневной жизни, обычно невелика. Тем не менее, исследования на грызунах и макаках показали, что даже крайне низкие дозы этого вещества могут нарушать развитие первичных половых клеток, из которых в процессе созревания формируются яйцеклетки. В силу этого его все чаще заменяют другими веществами. Одним из популярных заменителей служит бисфенол S.

Сотрудники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сравнили действие различных доз бисфенолов А и S на развитие половых клеток и репродуктивную функцию круглого червя Caenorhabditis elegans. Оказалось, что оба вещества существенно не влияют на число яйцеклеток и зачатых эмбрионов, однако резко повышают эмбриональную смертность, причем максимальная доза (500 микромоль) бисфенола А увеличивает ее втрое, а бисфенола S - впятеро.

Также выяснилось, что оба соединения нарушают нормальный процесс мейоза - клеточного деления, в результате которого образуются половые клетки с непарным набором хромосом. Это приводит к изменениям в структуре и количестве хромосом, появлению дефектных половых клеток или их гибели.

Токсическое действие бисфенола S требует дополнительного изучения с последующим пересмотром возможностей его использования в потребительских продуктах. Разница механизмов действия вызывает дополнительные опасения, поскольку сочетания бисфенолов и других схожих по строению и сфере применения веществ могут привести к суммированию этих механизмов и усилению повреждающего действия на половые клетки, отмечают авторы работы.