На Церере обнаружили прямые свидетельства существования воды

Фотография - На Церере обнаружили прямые свидетельства существования воды

Кратеры представляют собой ловушки, которые могут удерживать молекулы воды. Фото: NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA

Геологи показали наличие большого количества основных минералов, содержащих OH-группы (фрагменты молекулы воды).

Команда миссии Dawn обнаружила прямые свидетельства, подтверждающие наличие на Церере водного льда, сообщает N+1 со ссылкой на статью в журнале Science.

Ученые выдвинули гипотезу о наличии воды на Церере на основе ее небольшой средней плотности - 2,16 грамма на кубический сантиметр. Впоследствии благодаря исследованиям Dawn геологи показали наличие большого количества основных минералов, содержащих OH-группы (фрагменты молекулы воды). Также были обнаружены следы паров воды в атмосфере карликовой планеты. Планетологи даже указали на потенциальные "холодные ловушки", в которых можно найти поверхностную воду Цереры. Однако до сих пор исследования поверхности не позволяли напрямую зафиксировать наличие воды.

Новая работа посвящена данным, собранным за пять пролетов Dawn над кратером Оксо, расположенным в северном полушарии карликовой планеты. Исследователи получили инфракрасные спектры света, отраженного от материала на дне кратера, и обнаружили несколько выраженных областей поглощения. Эти данные, подобно отпечаткам пальцев, позволяют определить вещества, от которых был отражен свет, - каждая полоса поглощения соответствует определенным колебаниям химических связей в молекуле. В данном случае результаты спектрометрического исследования в точности совпали со спектрами ледяных частиц, полученными в лабораторных условиях.

Ученые отмечают, что объяснить спектры можно и наличием гидратированных материалов на дне кратера. При современных температурах Цереры водный лед, обнаженный падением метеорита, должен пропадать уже спустя несколько десятков лет, а возраст Оксо оценивается в 1-10 миллионов лет. Однако гидратированные минералы, которые могут быть устойчивы на таких временных промежутках, все равно требуют для своего образования контакта со льдом или жидкой водой.

Вода входит в число наиболее распространенных в космосе веществ - она была обнаружена в атмосферах и полярных областях всех планет Солнечной системы (даже включая Меркурий), а также в межзвездном пространстве и протопланетных дисках других звезд. Однако для существования воды в конденсированном состоянии необходимо удовлетворить сразу большому количеству требований. К примеру, в условиях сильно разреженной атмосферы Марса жидкая вода выкипает при температурах выше 10 градусов Цельсия, при том что Солнце прогревает экватор планеты до 20-24 градусов Цельсия днем.