Астрофизики обнаружили "блуждающую" черную дыру

Фотография - Астрофизики обнаружили "блуждающую" черную дыру

Фото: NASA/CXC/UNH/D.Lin et al

Черная дыра изначально могла принадлежать к небольшой галактике, которая столкнулась с галактикой GJ1417+52.

Астрономы обнаружили гиперсветящийся источник переменного рентгеновского излучения, расположенный на окраине линзовидной галактики, который может быть "блуждающей" черной дырой, сообщает N+1 со ссылкой на статью в журнале The Astrophysical Journal.

Ученые с помощью космического телескопа Chandra и обсерватории XMM-Newton X-ray вели наблюдения за линзовидной галактикой GJ1417+52, которая находится на расстоянии 4,5 миллиарда световых лет от Земли. Источник рентгеновского излучения, получивший название XJ1417+52, был замечен во время изучения области, известной как Вытянутая полоса Грота. Его высокая светимость, по мнению исследователей, указывает на то, что он скорее всего является черной дырой. По оценкам ученых, ее масса достигает примерно 100 тысяч масс Солнца, а светимость в рентгеновском диапазоне близится к пределу Эддингтона.

Астрофизики классифицировали XJ1417+52 как гиперсветящийся рентгеновский источник. Его излучение примерно в 10 раз мощнее, чем у самого яркого кандидата в блуждающие черные дыры, и в 10-100 раз сильнее, чем у ультраярких рентгеновских источников. Однако этот "свет" исходит не от самой черной дыры, а от вещества, падающего на нее. Пик светимости объекта пришелся на период между 2000 и 2002 годом; во время последующих наблюдений исследователи больше не смогли его обнаружить. По мнению ученых, рентгеновская вспышка объясняется тем, что рядом с черной дырой прошла звезда, которая была разорвана приливными силами. Ее вещество было разогрето при аккреции на черную дыру, что и привело к многократному возрастанию светимости. В целом за 2000-2015 годы мощность излучения снизилась примерно в 14 раз.

На основе расположения источника и его светимости исследователи предполагают, что черная дыра изначально могла принадлежать к небольшой галактике, которая столкнулась с галактикой GJ1417+52. В результате она потеряла большую часть звезд, однако черная дыра, находящаяся в центральном регионе, и окружающие ее небесные тела сохранились.

Несколько лет назад исследователям удалось обнаружить черную дыру, которая была вытолкнута из своей родительской галактики и двигалась со скоростью несколько миллионов километров в час. Астрофизики предполагают, что этот объект появился при слиянии двух галактик, в центре каждой из которых находилось по черной дыре.