Звезда ближайшей к Земле экзопланеты оказалась похожа на Солнце

Фотография - Звезда ближайшей к Земле экзопланеты оказалась похожа на Солнце

Фото: NASA/CXC/M.Weiss

У Проксимы Центавра также наблюдается регулярный цикл формирования темных пятен.

Звезда Проксима Центавра, рядом с которой ученые нашли ближайшую к Земле экзопланету, оказалась похожа на Солнце, сообщает N+1 со ссылкой на статью в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

У Проксимы Центавра также наблюдается регулярный цикл формирования темных пятен. Звездные пятна, частным случаем которых являются пятна на Солнце, представляют собой потемнения на поверхности звезды, внутри которых температура в среднем ниже, чем за их пределами. Пятна появляются, когда мощные магнитные поля светила выходят в фотосферу и блокируют доступ тепла и энергии в отдельные участки его поверхности. На Солнце количество пятен считается одним из главных показателей его магнитной активности. Во время 11-летнего цикла, характеризующегося сменой направления крупномасштабного солнечного магнитного поля, число пятен может радикально изменяться. В минимуме цикла на Солнце почти не наблюдается пятен, а в максимуме их число может достигать ста и покрывать менее одного процента поверхности небесного тела.

Авторы нового исследования утверждают, что на Проксиме Центавра наблюдается похожий цикл активности, который длится около семи лет от максимума до максимума. Интенсивность цикла активности оказалась значительно выше, чем на Солнце: звездные пятна покрывают до 1/5 поверхности небесного тела. Кроме того, некоторые пятна имеют значительно больший размер по отношению к размеру светила, чем солнечные пятна. Такой результат можно считать неожиданным, так как структура Солнца и Проксимы Центавра значительно отличаются друг от друга. На Солнце конвекция происходит только в верхних слоях звезды, в то время как его ядро находится в относительно спокойном состоянии. По мнению ученых, именно это отличие в скоростях вращения двух областей и лежит в основе 11-летнего цикла. На Проксиме Центавра, в свою очередь, границы конвективной зоны совпадают с границами самой звезды, то есть конвекция осуществляется по всему ее объему, а значит, что подобного цикла активности на небесном теле наблюдаться не должно.

Авторы работы не говорят о том, каким образом может повлиять подобная активность на пригодность для жизни Проксимы Центавра b. Согласно теориям, вспышки или звездный ветер, которые напрямую зависят от магнитных полей, могут оставить планету без атмосферы и, в таком случае, она будет напоминать нашу Луну, которая находится в потенциально обитаемой зоне, но не подходит для жизни.

Экзопланета Проксима Центавра b была открыта в этом году. Она находится в потенциальной зоне обитаемости, то есть там, где может существовать жидкая вода. Недавно ученые рассчитали возможный состав и строение Проксимы Центавра b и пришли к выводу, что она может иметь океан. Однако говорить об этом с уверенностью нельзя, так как на сегодняшний день отсутствуют наблюдательные данные даже о радиусе планеты.