Планетологи нашли воду на поверхности и в недрах Цереры

Фотография - Планетологи нашли воду на поверхности и в недрах Цереры

Фото: ESO/L.Calçada/NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/Steve Albers/N

В приповерхностном слое Цереры, на глубине менее одного метра, может скрываться водяной лед.

На поверхности и в недрах Цереры, ближайшей к Солнцу карликовой планеты, обнаружили большие запасы водяного льда, сообщает N+1 со ссылкой на статьи в журналах Science и Nature.

Команда исследователей изучала Цереру с помощью детектора нейтронов и гамма-излучения GRaND, установленного на борту зонда Dawn. Она построила карту распределения железа, калия и водорода на поверхности карликовой планеты. Ученые заметили, что водород присутствует в больших количествах в умеренных и приполярных широтах. По их мнению, это указывает на то, что в приповерхностном слое Цереры, на глубине менее одного метра, может скрываться водяной лед. В области экватора замороженная вода, скорее всего, сублимируется и уносится сразу в космос.

"Здесь космонавту пришлось бы выкопать яму глубиной около метра, чтобы найти лед, в то время как на северном полюсе ему будет достаточно смахнуть слой пыли", - считает один из авторов работы.

Анализ соотношения железа и водорода в верхнем слое и сравнение карликовой планеты с похожими на нее по составу углистыми хондритами также показывает, что миллиарды лет назад Церера могла быть теплой внутри и на ней, вероятно, существовала жидкая вода. Находившиеся в воде тяжелые частицы, вероятно, тонули и уходили вглубь, возможно даже к ядру планеты, а более легкие, наоборот, оставались наверху. По мнению ученых, это объясняет, почему, например, вблизи поверхности очень мало железа.

Еще одна команда ученых исследовала кратеры Цереры.

Для этого она использовала инфракрасный спектрометр и камеры зонда Dawn. Планетологи изучили более 600 холодных кратеров, которые большую часть времени находятся в тени - такие объекты называют ледяными ловушками, и температура в них достигает около −160 градусов Цельсия. В десяти из них удалось обнаружить залежи яркого материала, отражающего свет. Только в одном кратере удалось подтвердить наличие льда на дне.

Ледяные ловушки, аналогичные тем, что присутствуют на Церере, также находили на Меркурии и Луне, отмечает издание. Наклон оси вращения у этих тел невелик, поэтому их полюса очень холодные и покрыты кратерами, куда совсем не попадает солнечный свет. Ученые считают, что лед на Меркурий и Луну мог быть принесен другими небесными телами, например метеоритами. Однако быть уверенными в том, что он попал на Цереру тем же путем, исследователи не могут. "Предстоит изучить, как лед оказался там и каким образом он продержался на поверхности так долго. Он мог появиться благодаря ледяной мантии Цереры, а мог прилететь из космоса", - комментирует один из авторов исследования.