Студентка из Казахстана вошла в список людей года по версии журнала Nature

Фотография - Студентка из Казахстана вошла в список людей года по версии журнала Nature

Фото: vk/@Александра Элбакян

Александра Элбакян является создательницей пиратского сайта с научными работами Sci-Hub.

Уроженка Казахстана Александра Элбакян вошла в список десяти людей года, составленный журналом Nature, за создание пиратского сайта с научными работами Sci-Hub.

"То, что она сделала, удивительно. Отсутствие доступа к научной литературе - это огромная несправедливость, и она исправила ее одним махом", - сказал биолог из Университета Калифорнии Майкл Айзен.

В 2009 году, во время учебы в Казахском национальном техническом университете в Алматы, Александра Элбакян работала над своим исследовательским проектом и столкнулась с необходимостью покупки дорогостоящих научных статей. Девушка была разочарована тем, что не может себе позволить читать многие научные работы, тогда к ней пришла идея, как обойти платный доступ.

Элбакян начала участвовать в веб-форумах, которые помогали ученым скачивать статьи без оплаты. Однако на ручное скачивание статей уходило много времени. Это побудило ее автоматизировать процесс,.

В 2011 году Элбакян создала сайт Sci-Hub, который может обходить пэйвол на сайте издательства или нужного журнала. Ключи доступа предоставляют ученые и университеты, имеющие доступ к той или иной базе данных. Сейчас на сайт загружено около 60 миллионов документов, только в 2016 году их скачивали 75 миллионов раз.

В 2015 году научное издательство Elsevier подало иск к Sci-Hub.

Американский суд распорядился закрыть сайт, однако ресурс сменил домены и продолжил работу. Сейчас казахстанке грозит многомиллионный штраф или даже тюрьма, поэтому она скрывает свое местоположение.

Среди других участников списка людей года по версии Nature: один из основателей компании DeepMind и создателей системы искусственного интеллекта AlphaGo Демис Хассабис; один из создателей детектора LIGO, который зафиксировал гравитационные волны, Габриела Гонсалез; астроном, обнаруживший ближайшую экзопланету, Гильем Англада-Эскуде; врач Селина Мартелли, расследовавшая эпидемию африканского вируса Зика в Южной Америке, и врач Джон Чжан, который провел успешное искусственное оплодотворение с использованием ДНК трех родителей.