Главные научные открытия и достижения 2016 года в Казахстане и в мире

Фотография - Главные научные открытия и достижения 2016 года в Казахстане и в мире

Фото: Today.kz

Уходящий год был богат на события в мире науки. Редакция Today.kz предлагает своим читателям узнать о самых значимых из них.

Уходящий 2016 год для науки был богат на события. Это и запуск космического аппарата на Марс, и открытие нового гормона аспросина, которое позволит ученым успешнее бороться с сахарным диабетом, и открытие планеты в зоне обитаемости в Проксиме Центавра - ближайшей к Солнцу звездной системе, и многое другое.

Редакция Today.kz представляет вниманию читателей топ-5 самых интересных и необычных открытий уходящего года.

Прорывное открытие в области борьбы с раком

Одним из важнейших событий года можно назвать открытие механизма, благодаря которому станет возможным лечение таких болезней, как рак и сахарный диабет.

В 2016 году японский ученый, специалист по клеточной биологии из Технологического университета Токио Есинори Осуми открыл так называемый механизм аутофагии.

Ученый выявил механизм, который заключается в том, что некоторые клетки человеческого организма частично "поедают" себя, чтобы оставаться здоровыми. Позже выяснилось, что процессы аутофагии оказывают влияние на такие болезни, как рак, диабет, нейродегенеративные и инфекционные заболевания. 3 октября Есинори Осуми получил Нобелевскую премию по медицине за открытие механизмов аутофагии. Сейчас ученые тестируют лекарства, которые смогут направленно воздействовать на процессы аутофагии. Это фундаментальным образом может изменить подход к борьбе с раковыми опухолями, а также способы лечения психических расстройств. Ученые не исключает того, что открытие станет переломным в развитии мировой медицины и борьба с раком станет возможна.

Обнаружение гравитационных волн

В феврале 2016 года группа ученых международного проекта LIGO ScientificCollaboration впервые за историю зафиксировала гравитационные волны.

Среди авторов открытия есть и казахстанские ученые. Ассистент-профессор факультета физики Назарбаев Университета Ерназар Абдикамалов считает обнаружение гравитационных волн одним из самых важных открытий в истории человечества. Он отметил, что это новый способ видеть Вселенную, в которой происходят разные явления при экстремальных условиях. И, наблюдая за этими условиями, человек сможет понять очень многое про свойства материи. Специалисты группы, которая экспериментально обнаружила гравитационные волны, использовала телескоп, над созданием которого работала тысяча человек. 16 июня 2016 года ученые во второй раз в истории зарегистрировали гравитационные волны. Как и в прошлом случае обнаружения гравитационных волн, найденные были порождены слиянием двух черных дыр. Профессор физического факультета МГУ Фарид Халили заявил, что важным является тот факт, что второй сигнал был порожден черными дырами с относительно небольшими массами, что гораздо лучше соответствует предсказаниям астрофизиков.

Отметим, впервые существование гравитационных волн, основанное на общей теории относительности, было предсказано в 1916 году Альбертом Эйнштейном.

Успешная посадка ракеты Falcon-9 на плавающую платформу в океане

В апреле 2016 года американская компания SpaceX, занимающаяся космической техникой, успешно запустила ракету-носитель Falcon-9 с базы ВВС США, расположенной в штате Флорида.

Ракета несла таиландский спутник Thaicom-8, вес которого превысил три тонны, а его предназначение – передача телекоммуникационных сигналов в Южную и Юго-Восточную Азию. Через 8 минут 40 секунд после старта ракета впервые успешно опустилась на посадочную платформу, плавающую в Атлантическом океане в 300 километрах к северо-востоку от мыса Канаверал. Компания SpaceХ вела прямую трансляцию запуска и посадки ракеты.

В Казахстане может появиться туранский тигр

В ноябре стало известно, что WWF готов выделить 10 миллионов долларов и оказать всяческую поддержку для возвращения в фауну Казахстана туранского тигра.

Ожидается, что реализация проекта займет не менее 20-25 лет. Прежде чем тигры появятся, необходимо будет восстановить экосистему целиком, в которую входят популяция копытных, тугайные леса и водные территории. Этот проект позволит полностью восстановить экосистему Или-Балхашского региона. В Казахстане, в свою очередь, уже приступили к реализации проекта по возрождению популяции в стране туранского тигра. В Минсельхозе РК сообщили, что в настоящее время в стране формируется рабочая группа из депутатов парламента, представителей заинтересованных государственных органов, Центрально-Азиатской программы Всемирного фонда дикой природы (WWF-России), научных и общественных объединений. Реализация программы пройдет в тесном взаимодействии с WWF и Глобальной тигровой инициативой и имеет научную значимость для Республики Казахстан.

Фото -

Сохранение древнего городища на территории Казахстана

Ажиотаж вокруг древнего городища Талхиз, что находится на территории современного Казахстана, разгорелся в октябре 2016 года. Тогда стало известно, что Талхиз будет уничтожен ради строительства автомобильной дороги, несмотря на заявление министра культуры и спорта РК Арыстанбека Мухамедиулы о том, что о начале строительства дороги через исторический памятник речь не идет. Основанием для решения начать строительство стало заключение частной фирмы "Казархеология", в котором утверждалось, что объект ЮНЕСКО не представляет никакой ценности. Историки опровергли утверждение о том, что под объектом ЮНЕСКО нет исторических артефактов, а профессор Варшавского университета Михал Педрацки отметил важность городища для всей мировой истории.

27 октября вице-премьер ИмангалиТасмагамбетов провел выездное совещание по вопросу сохранности древнего городища, после чего поручил прекратить все виды строительных работ на территории объекта и начать немедленное восстановление разрушенного участка. Как стало известно, под бульдозеры была пущена торгово-ремесленническая часть городища, на которой были обнаружены наиболее ценные исторические артефакты.

1 ноября министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы сообщил о том, что в МКС РК начали готовить проект поправок в законодательство, направленных на запрет изменения и сноса культурных объектов без согласования с уполномоченными органами.

Позже исторический памятник посетили представители ЮНЕСКО. В течение двух с половиной месяцев международные эксперты вынесут заключение по городищу. 21 ноября заместитель премьер-министра РК Имангали Тасмагамбетов встретился в Париже с генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой, которая вручила вице-премьеру сертификат о сохранении древнего городища Талхиз в числе объектов Всемирного наследия.