Появление у людей мозга объяснили генетики

Фотография - Появление у людей мозга объяснили генетики

Фото: naked-science.ru

Исследование самых древних из ныне живущих позвоночных – миног – позволило выяснить, благодаря какому гену человек получил мозг.

Исследователей из Института биоорганической химии РАН изучили ДНК миног и раскрыли тайну появления мозга у людей, передает Today.kz со ссылкой на Naked Science.

Как уточняет издание, миноги - примитивные бесчелюстные рыбы, длина которых может варьироваться от 10 до 100 сантиметров.

Интерес к миногам вызван тем, что они - самые древние из ныне живущих позвоночных.

Ранее исследователи уже обращали внимание на ген Xanf, который отвечает за рост передней части зародыша лягушек. Именно благодаря Xanf у этих животных формируется мозг. Ученые предположили, что указанный ген, а вернее, одна из его "модификаций", может отвечать за рост мозга и черепа у таких древних позвоночных, как миноги.

Долгое время доказать это не удавалось, однако сейчас исследователи получили убедительное свидетельство в пользу своей гипотезы. Были выращены зародыши миног Lethenteron camtschaticum, после чего специалисты извлекли из их голов молекулы РНК, вырабатывающиеся клетками при "чтении" генов. Затем было собрано множество коротких цепочек ДНК.

Изучение последовательностей ДНК позволило понять механизм формирования мозга у миног. Оказалось, что за это отвечает аналог гена Xanf – Anf/Hesx1. В сравнении с более сложными позвоночными, «мозговой» ген у рыб активируется на более позднем этапе развития существа. Именно поэтому миноги обладают столь малым мозгом.

Ученые считают, что ген Anf/Hesx1 появился примерно 550 миллионов лет назад и сыграл одну из важнейших ролей в эволюции позвоночных. Именно благодаря ему, если верить представленным выводам, человек получил мозг в его нынешнем виде.