Ученые нашли способ заставить раны затягиваться без шрамов

Фотография - Ученые нашли способ заставить раны затягиваться без шрамов

Фото: myinformer.ru

Секрет кроется в факторе, который вырабатывают волосяные луковицы.

Международная группа ученых выяснила, что рубцовую ткань можно преобразовать в нормальную кожу с помощью фактора, который вырабатывают волосяные луковицы, сообщает N+1 со ссылкой на статью в журнале Science.

Сотрудники Университета Пенсильвании с коллегами из других научных центров изучали процессы заживления кожных дефектов у мышей и обнаружили, что в некоторых случаях в новой ткани могут восстанавливаться волосяные луковицы. При этом непосредственно вокруг них наблюдается рост жировых клеток (адипоцитов), неотличимых от клеток нормальной подкожной жировой клетчатки, чего не наблюдается в отсутствие волосяных фолликулов.

Дальнейшее изучение этого процесса показало, что новые адипоциты образуются из миофибробластов - клеток, которые до сих пор считались полностью дифференцированными и неспособными к перепрограммированию в другие типы клеток. Оказалось, что такая трансформация возможна под влиянием факторов роста из группы костных морфогенетических белков (BMP), и что растущие волосяные фолликулы непрерывно экспрессируют эти белки (в частности ВМР2 и ВМР4).

Эксперименты на генно-модифицированных мышах показали, что в отсутствие рецептора к BMP или при повышенной экспрессии антагониста ВМР ноггина в эпителии волосяных фолликулов трансформации миофибробластов формирующегося шрама в жировые клетки не происходит.

Когда ученые добавляли BMP4 в культуру клеток человеческой рубцовой ткани, в ней также происходило перепрограммирование миофибробластов в адипоциты. Такой же эффект производило совместное культивирование рубцовой ткани с человеческими волосяными фолликулами.

Как пишут исследователи, стимуляция восстановления волосяных луковиц может принести пользу пациентам со свежими шрамами, грубыми рубцами, липодистрофией и возрастными изменениями кожи.

По словам руководителя работы Джорджа Котсарелиса, до клинического применения полученных данных пока далеко: необходимо точно выяснить, в какой момент, в каком виде и каким способом следует вводить препараты для достижения желаемого эффекта.

Если удастся ответить на эти вопросы, появится возможность полноценно восстанавливать поврежденную кожу без образования рубцов.