2297

"Золотой" опыт Астаны и Алматы: чему позавидуют жители регионов РК

Обзор сервисов, необходимых городам Казахстана.
Фотография - "Золотой" опыт Астаны и Алматы: чему позавидуют жители регионов РК Фото: ©Ирис Мамбур

"Умный" район, электронная система оплаты проезда в автобусах, велодорожки, акимы, доступные населению в режиме 24/7 – все это пока плюсы жизни в Астане либо Алматы. Что из опыта мегаполисов стоило бы внедрить и в других городах Казахстана, Today.kz рассмотрел в обзоре.

Как рыба начинает гнить с головы, так и многое в городе зависит от человека, который возглавляет администрацию – его хозяйственности, инициативности, напористости. Поэтому первый пункт нашего списка мы решили посвятить личности акима и его желанию не только руководить, но и видеть и слышать нужны народа.  

Алматинского градоначальника Бауыржана Байбека нередко обсуждают в соцсетях. 

Часто его инициативы встречали в штыки, будь то реконструкция центральных улиц, создание пешеходной зоны, выделение полосы для движения общественного транспорта или одностороннее движение. 

Но что мы видим в итоге? Панфилова стала любимым местом для прогулок не только молодежи, но и семей с детьми, туристов, пенсионеров. На автобусе теперь можно действительно быстрее доехать хоть на окраину, хоть в центр города. Мегаполис без заборов смотрится гораздо уютнее, чем с ними. Сколько фонтанов было восстановлено, как преобразился парк культуры и отдыха... Благодарны за реконструкцию и предприниматели. Как сообщили в профильной ассоциации, прибыль бизнесменов, имеющих точки в районе отремонтированных улиц в центре города, увеличилась на 40 процентов.

Фото -

К Астане, понятно, у властей всегда пристальное внимание, поэтому и порядка, и инноваций в столице больше, чем где-нибудь в Семее. Но особенно хочется отметить даже не это, а стремление акимов к диалогу с народом.

Экс-градоначальник Асет Исекешев откликался на обращения пользователей Facebook о проблемах и они "тегали" его при каждом удобном случае. В практике у акима района "Сарыарка" Армана Турлубека тоже не только рассказы подписчикам своих страниц в соцсетях о том, что он провел прием граждан или что в районе появились новые скульптуры, скамейки, фонари, но и проводить так называемые "переклички".

Например, дали в городе отопление, аким спрашивает в Сети, у всех ли дома тепло, если нет, напишите адрес, будем разбираться. 

Вот еще одна из недавних инициатив – акция #акимуменяестьидея. 

"Мы начинаем подготовку и планирование работ на 2019 год и хотели бы услышать предложения от наших жителей. Вы можете поделиться своими идеями по самым разным направлениям развития района, предложить свои креативные проекты, какие интересные художественные инсталляции вы бы хотели видеть, как украсить район, где еще озеленить. Поделившись своим мнением, вы непременно поможете сформировать нам четкий план развития на будущий год и сделать наш район комфортнее и безопаснее. Отмечайте свои идеи и предложения в комментариях или у себя на страницах хэштегом #акимуменяестьидея", – обратился к гражданам Турлубек. 

Горожане не заставили себя ждать. Одним из предложений было строительство специальных мест для выгула собак. 

"Наш район самый густонаселенный с самой высокой плотностью застройки и не так то просто выделить удобные места для прогулки братьев наших меньших. Но, раз есть спрос – должны создаваться и условия. В наступающем году для выгула четвероногих друзей мы планируем построить специальные площадки в нашем районе", – отреагировал аким.

Он попросил любителей животных указать, где бы они хотели видеть такие площадки, как их лучше оборудовать, какого размера территории выделить, и пообещал, что помимо всех норм и стандартов, будут учитывать и пожелания астанчан.

Приятно быть услышанным и понимать, что и от тебя в городе что-то зависит? Конечно же! 

Фото -

Раз уж заговорили о благоустройстве, давайте сразу отметим облик городов, внимание к архитектуре, дизайну. И в Астане, и в Алматы по улицам гулять гораздо приятнее, чем, скажем, в Караганде. В мегаполисах почему-то шире полет дизайнерской мысли. Например, в июне в столице появились фонари-музыканты. В июле Президент открыл красивый пешеходный мост. Это подарок Атырауской области к юбилею столицы. В ноябре на Арбате установили новый арт-объект – карету любви.

Фото -

Какой еще город, кроме Алматы, где проходят различные фестивали скульптур, может похвастать таким разнообразием?  

Взять на заметку, как нам кажется, стоило бы и муралы. Это творчество на фасадах домов могло бы очень украсить многие города, в которых преобладают серые однотипные здания.

Фото -

В южной и северной столицах созданы также многочисленные пешеходные зоны, велодорожки, не только в парках, но и вдоль улиц. Разве это может не нравиться? 

Еще в числе удобств столиц, которым могут позавидовать регионы – общественный транспорт. Его качество, количество и график работы. Парк автомобилей регулярно обновляют, контракты с перевозчиками, не выполняющими требования, разрывают. Например, недавно в Алматы из-за жалоб людей на низкую частоту движения автобусов расторгнуты договоры с компанией "Адылет Авто" и Green Bus company. 

Фото -

А старые автобусы тем временем покупают регионы. В некоторых городах до сих пор людей перевозят в маршрутках. Транспорт, рассчитанный на 20 человек максимум, набивают битком. Состояние этих машин оставляет желать лучшего.

С электронной оплатой проезда знакомы пока тоже только жители Астаны и Алматы. Она сделала прозрачным рынок перевозок и позволила гражданам экономить на проезде. С картой платишь 80–90 тенге, а наличкой – 150. В других городах перевозчики не первое десятилетие жалуются на то, что работают в убыток, просят повысить тариф и обещают, что тогда наладится график движения автобусов и обновится парк. Но во многих областных центрах все эти посулы пока так и остаются лишь словами.

Фото -

Водители в любом городе встречаются невоспитанные. Но в Астане, например, с такими быстро разбирается руководство компании Astana LRT. Реагируют на звонки, посты в соцсетях, собирают брифинги для СМИ, разъясняя ситуацию. Бывает, что виноваты и пассажиры. Но по крайней мере ты как клиент, отдающий деньги за услугу, знаешь, что можешь быть защищен. 

Автобусные остановки. С похолоданием на севере страны были бы особенно актуальные теплые павильоны. В летнюю жару где-нибудь в Актау, Шымкенте или Кызылорде не помещали бы они же, но уже с кондиционерами. 

Первая теплая остановка в Казахстане была установлена в Астане в 2015 году у ТРЦ Asia Park. Тогда же сообщалось, что стоимость такого "чуда" около 10 миллионов тенге. 

"Это цена адекватная, она просчитана. Она связана не просто с тем, что поставили пластмассу… Это инфраструктура, это сети, открытый Wi-Fi, тепло – много составляющих. Поэтому вопрос не в цене – вопрос в том, чтобы это было эффективно использовано, чтобы было на пользу гражданам", – объяснял Адильбек Джаксыбеков, возглавлявший в 2015 году Астану. 

Фото -

В том же году одна остановка появилась в Петропавловске. Через несколько лет одна – в Караганде. Для больших городов это капля в море.

В начале марта 2018 аким Астаны, тогда им был еще Асет Исекешев, заявил о необходимости в установке еще 150 теплых остановочных павильонов в столице. Вот это масштаб!

Пятый пункт – система наблюдения "Сергек". Не всем это "всевидящее око" нравится, потому что фиксирует массу нарушений порядка. За год работы "Сергека" в Астане бюджет пополнился на миллиард и 270 миллионов тенге. Все это штрафы за превышение скорости, выезд за стоп-линию, проезд по автобусной полосе, мусор, выброшенный в общественных местах, административные правонарушения, совершенные пешеходами. Как сообщили в акимате города, благодаря системе наблюдения удалось снизить количество аварий и смертность на дорогах. А уровень преступности в Астане снизился на 30 процентов. 

Фото -

Напомним, "умные" камеры в Астане начали работу 15 сентября 2017 года. На весь проект планировалось потратить более восьми миллиардов тенге и установить 13 тысяч камер. Они развешаны не только у проезжей части, но и во дворах, местах массового скопления людей, в торговых центрах. 

Жители могут получить видео по запросу через мобильное приложение "Smart Astana", оставив заявку с указанием места, времени и описанием происшествия, попавшего в объективы камер. Сотрудники рассмотрят заявку и предоставят запись. 

Камеры "Сергек" установили также в Алматы и Шымкенте. В новом городе республиканского значения комплексы начали работать в пилотном режиме в конце сентября. Пока они установлены на перекрестке улиц Кунаева и Рыскулова. Но вскоре появятся на 35 городских перекрестках. Кроме того, сообщалось, что система может появиться еще в трех городах Казахстана. Проектом заинтересовались в Кызылорде, Уральске и Таразе. 

Положительный результат принес и еще один эксперимент столичных чиновников –отказ от служебных авто

С сентября сотрудники акимата стали передвигаться на такси. Через месяц после этого сообщили, что экономия от такого шага значительная – 26,5 миллиона тенге за месяц. Расходы составили всего 13,5 миллиона тенге против 40 миллионов, которые тратились на обслуживание автопарка и зарплату водителям прежде. 

Чуть более года назад машины чиновников опечатывали и в Шымкенте, но с другой целью. Тогда аким заставил подчиненных ездить на автобусах и фиксировать проблемы общественного транспорта. За месяц эксперимента госслужащие предложили открыть 12 социальных маршрутов и расторгли договор с пятью компаниями, которые не соблюдали условия работы, заговорили о необходимости электронного билетирования. 

Похоже, к инициативе стоит присмотреться и в других городах.

Это не все позитивные начинания. Будем надеяться, что и "умный" район, и площадки для раздельного сбора мусора, и чистые благоустроенные дворы вскоре появятся по всей стране. Осталось только чиновникам проявить инициативу, найти на это деньги в бюджете или инвесторов. 

Загрузка...