Транспортный налог в стоимость топлива - спасение или бессмыслица?

Фотография - Транспортный налог в стоимость топлива - спасение или бессмыслица?

Иллюстративное фото

О внесении транспортного налога в стоимость бензина много лет говорят активисты и эксперты.

2069 0

Сегодня активно обсуждается предложенная правительством поправка в налоговый кодекс о внесении транспортного налога в стоимость бензина. Идея эта не нова, о необходимости именно такого исчисления уже много лет говорят активисты и эксперты. Более того, эта мера должна была быть принята еще 10 лет назад, когда обозначилась тенденция к росту частного автотранспорта в домохозяйствах. В первую очередь такой подход обеспечивает справедливость, которой так не хватает на дорогах страны. Плюс такой способ изъятия очень удобен и для государства: он позволяет оптимизировать деятельность налоговой службы, а также снимает много вопросов во взаимоотношениях "гражданин-государство". Налог получается не раз в год, а практически моментально, ведь не секрет, что транспортный налог многие платят раз в три года, а то и в пять лет, а значит в условиях волатильности национальной валюты цена этого налога в реальном выражении падает, и тут не спасает даже пеня.

Что касается справедливости, то тоже никаких сомнений. Сколько накатал - столько заплатил. Если средний автовладелец в год проезжает 15-20 тысяч километров, то, например, таксист столько накатывает за месяц, и при одинаковом объеме двигателя платеж получается одинаковым. Это не может не напрягать, особенно если в семье много машин или есть, например, внедорожник для охоты с высоким литражом, который выезжает со двора несколько раз в год.

Очень важно, чтобы при этом транспортный налог был достаточно высок, чтобы владелец транспортного средства задумался, что выгоднее: малолитражка или шестилитровый монстр, а, может, и вовсе сменил транспортные привычки - для того, чтобы перестать стоять в пробках и жечь деньги. Только так, отказавшись от авто и начав требовать развития инфраструктуры общественного транспорта, приоритет которого несомненен, можно что-то поменять. 

Успех переноса транспортного налога в стоимость топлива можно усилить. Например, изменить правила технического осмотра. За него должна отвечать страховая компания. К сожалению, состояние автомобиля сегодня никого особо не волнует, страхуются все подряд. Сама процедура сильно устарела. Нужно увеличить ставки и сделать их дифференцированными, зависимыми от оценки технического состояния автомобиля, среднего километража, который автомобиль находится в пути. Нужно внедрять поведенческий скоринг, который позволит дать оценку навыка водителя, будут учтены его привычки, среднее время нахождения за рулем, основные часы передвижения, склонности к нарушению правил, количества поломок и простоя. Сейчас это крайне простая с точки зрения технологии задача. Достаточно установить треккеры на автомобиль, чтобы с легкостью осуществлять хронометраж. Люди, которые меньше проводят времени за рулем, меньше нарушают, аккуратнее ездят, должны платить меньше.

Что касается грузового транспорта, то тут нужно наводить порядок в целом. Нужен и транспортный налог в топливе, и установка треккеров для взимания дополнительной платы за использование дорог. Нужен запрет на передвижение фур днем. Самое главное, запрет на использование большегрузов в частном порядке. Владелец коммерческого транспортного средства должен иметь юридическое лицо или состоять в кооперативе. Соответственно, вся его деятельность должна быть регламентирована: путевые листы, тоннаж, принудительное соблюдение правил дорожного движения. При этом государство должно незамедлительно ввести запрет на ввоз автотранспорта, бывшего в употреблении, а также специальный техрегламент на оборудование, установленное в коммерческом транспорте.         

Что касается цен на топливо, то они повысятся обязательно. Главная антикризисная государственная мера, она такая. Достаточно вспомнить историю. На сколько поднимут в этот раз, сложно сказать, но если исходить из исторической практики, стоимость литра бензина АИ92 в Казахстане в длительных промежутках времени находилась в районе 50-60 центов за литр, а значит получим 170-180 тенге за литр сегодня. Тут главное понять, что если повышения не избежать, то пусть в этом в нем будет учтена справедливость. Бензин дорог во всех странах. Это косвенный налог, и он очень высок. Мы идем в том же направлении. Штрафные обязательства перед обществом для тех, кто любит комфорт и свободу. Вопрос, правильно ли используются собранные налоги, это совсем другое дело. Тут все зависит от гражданской позиции граждан. Если им не все равно, то государство вынуждено подчиниться воле. Главное, чтобы воля эта была так же справедлива для всех. 

И еще, главное при введении налога - не наломать дров. Насколько стало понятно из появившейся информации в СМИ, налог будут добавлять в акциз, это ошибочный путь. Страдают в этом случае переработчики, которые и так у нас в стране в печальном финансовом положении из-за нефтяного пике. Налог на транспорт нужно взимать на "пистолете", сделав его похожим на налог с продаж. Таким образом, решается несколько вопросов. Налоговым службам придется наладить контроль за АЗС, в которых зачастую творится такой беспредел, что разобраться в нем не смогла бы даже мисс Марпл. Налог будет взиматься по факту продажи - не авансово, как предлагают чиновники. Ведь ни для кого не секрет, что топливо склонно к испарению, а значит, к изменению плотности и прочему. Следовательно, производитель заплатит больше, чем продаст реализатор. И распределение налога будет более справедливым. Акциз платится по юридическому адресу переработчика, а значит включенный в него транспортный налог будет оставаться там же. Если налог снимать у "пистолета", то наличные будут выплачиваться по месту реализации, что принципиально важно, если мы идем к либерализации. 




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!