Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет

Фотография - Старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет

Фото из открытых источников

В начале недели появились данные об объеме продаж новых авто в РК.

1509 0

В начале недели появились данные об объеме продаж новых автомобилей в Казахстане. Что греха таить, данные пугающие. Количество машин, которые обрели новых хозяев, сократилось на две трети. Большинство комментаторов в социальных сетях поспешили назвать виновного в катастрофическом спаде. По их мнению, это РОП – расширенная ответственность производителя, то, что в народе зовется "мусорным сбором", а также новые правила постановки на учет автомобиля. Возможно, это и так, но истинная причина - на поверхности. 

За 2014-2015 годы благодаря валютному перекосу в Казахстан из России было завезено более миллиона автомобилей. Весь отложенный и срочный спрос реализован, и теперь, чтобы он появился снова, нужно время. По самым скромным подсчетам, три-четыре года. Такова цена отложенной девальвации. Больше 10 миллиардов долларов. Добрая половина из того, что ввезено – шрот, машины старше 10 лет. Уникальная судьба: произведены в Германии, Корее или Японии. Начав там свое путешествие, оставшийся ресурс отъездили в РФ, а умирать отправлены в Казахстан, где свою жизнь докатывают еще два миллиона "братьев" и "сестер". Все они - в длинной очереди на уничтожение.

Во всех перипетиях слышны упреки: граждане считают, что их конституционные права теперь ограничиваются появлением нетаможенных барьеров, к коим смело можно отнести и РОП, и жесткие правила постановки на учет вновь ввезенных авто. Считается, что каждый, имеющий две тысячи долларов и водительскую лицензию, имеет право ввезти в страну все, что хочет, и ездить столько, сколько посчитает нужным, не взирая на безопасность окружающих. Ссылаются на Европу и США, где жизнь авто никто не ограничивает официально, при этом зная о жизни за границей только по голливудским фильмам и программам Discovery. Если бы было все так просто, то ни один бережливый немец не продал бы свое старенькое или "юное" авто какому-то заезжему фигляру за треть первоначальной цены. Правила содержания авто настолько жестки, а штрафы настолько высоки, что любая капля масла на асфальте, оставленная нерадивым автолюбителем, имеющим "пожилое" авто, превращается в грандиозный штраф, а разбитая лампочка - поводом отправить вас в специальный сервис-центр. "Развести" техосмотр не получится, а его условия похожи на предстартовую подготовку космического челнока. Ремонт железного коня - отдельная песня. Он регламентирован, его нельзя сделать подпольно, только официальные и новые запчасти, а иначе в случае ДТП никакой страховки и большие проблемы. Так что, посчитав плюсы и минусы, "бюргер" с легкостью продает семилетнее авто заезжему Ивану, для которого новый железный конь - непозволительная роскошь, а содержавшийся в хороших условиях - самое то.

Интересно, откуда появилась такая уверенность, что каждый взрослый гражданин может иметь автомобиль? Еще четверть века назад личный транспорт был роскошью, гораздо большей, чем, например, квартира. И, действительно, машину легко можно было обменять на квадратные метры еще в начале 90-х. К сожалению, долгое время государству не было дела до выстраивания автотранспортной доктрины. Нефтедоллары лились рекой, перераспределялись, а куда они уходили дальше, никого не волновало. Дешевые авто радовали соотечественников, как детей сладкая вата на ярмарке, и стоили сопоставимо. Так, при полном попустительстве и близорукости власти за годы независимости мы завезли несколько миллионов авто - даже по приблизительным оценкам, не менее чем на 70-80 миллиардов долларов. Сколько импортировали запчастей, неизвестно, да и кто считал…

Страна превратилась в автомобильный ад и кладбище одновременно. По дорогам одновременно ездят авто возрастом старше среднестатистического гражданина и только что вышедшие с конвейера. Поэтому владельцы последних чувствуют себя на дороге неуютно. Встреча со "старожилами", к тому же, асоциально ведущими себя в потоке, пугает. Что им терять? Кроме страховки с них взять нечего. Сделанные по старинным технологиям танка, они легко восстановят привычную форму уже через неделю после столкновения и за очень маленькие деньги, чего не скажешь о новых. Так что машина конца 90-х годов – молодуха, которой еще ездить и ездить. Надежная, неприхотливая, легкая и дешевая в эксплуатации. Но посмотрите под ноги: дороги больших городов устланы масляными коврами. Практически с каждой второй что-то течет, капает, сочится.

Ужас и в том, как все это ремонтируется. Десятки тысяч СТО никто не мониторит. Да, они платят налоги, но "мастера" на них не имеют не только профильного образования - зачастую у них нет даже прописки. Качество работ - это анекдот, а результат - сериал по мотивам фильма "Пункт назначения". Возможности спросить нет, потому что ответственности нет. Чеки никто не выписывает, запчасти ставятся старые, а если новые, то дубликаты неизвестного происхождения. Это очень важно помнить, когда ты покупаешь старый автомобиль. И если из Европы, где все под надзором, где все меняется на новое, а если и нет, то предлагаемая запчасть имеет сертификат годности и досконально проверена, то еще куда ни шло, а если конь стал местным давно, то нужно быть готовым к сюрпризу. Поэтому власть должна пойти дальше РОП.

Нужно наводить порядок с СТО. У всех работников должна быть соответствующая квалификация, на каждый тип автомобиля, с которым работает сервис, должен быть получен допуск от представителя. Работы должны вестись согласно требованиям безопасности и учитываться в специальной сервисной книжке, а лучше - в электронной базе, куда имеют доступ сертифицированные СТО. Все запасные части должны иметь историю. Если новые, то счет-фактуру и гарантийный талон, если старые - сертификат лаборатории, удостоверяющий их пригодность. Ну а контроль переложить на страховые компании, они же должны осуществлять техосмотр. При этом нужно разрешить использовать коэффициент технического состояния - чем хуже оно, тем выше страховка. В конечном итоге, именно страховые компании несут ответственность, выплачивая компенсации пострадавшим. Выпустил старое авто на дорогу - твой риск, а ждать сознательности от граждан - пустая трата времени.     




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!