Дефицит дизеля в Казахстане был предсказан еще несколько месяцев назад

Фотография - Дефицит дизеля в Казахстане был предсказан еще несколько месяцев назад

Фото: ©Алмаз Толеке

Чиновники сообщили через СМИ, что в стране не наблюдается перебоев с поставкой дизельного топлива.

1793 0


14 июля государственные чиновники через СМИ сообщили, что в республике не наблюдается перебоев с поставкой дизельного топлива. Их начали раздражать сообщения о том, что на АЗС страны исчезла из свободной продажи солярка, а там, где она есть, купить ее можно только по талонам.

Один из порталов так и написал, что это лишь фантазии владельцев дизельных автомобилей. Корреспонденту этого издания в министерстве энергетики Казахстана авторитетно заявили, что "в стране дефицита дизельного топлива не наблюдается. Отгрузка нефтепродуктов осуществляется своевременно в соответствии с представленными заявками. Предпосылки для возникновения дефицита отсутствуют". Ну, а на случай если дефицит все-таки есть, предложили конспиралогическую теорию о том, что "возможно, есть сговор между заправками, но по этому поводу необходимо обратиться в территориальный департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции для проверки на факт искусственного ограничения реализации". Буквально на следующий день КТК уже видеоматериалами подтвердил давние опасения владельцев дизельных транспортных средств. По данным телевизионщиков, перебои начались дней двадцать назад. Горючее выдают только по талонам, а владельцы АЗС объясняют нехватку возможным повышением цен. А в министерстве энергетики продолжают утверждать, что причин для исчезновения дизеля из продажи вообще нет. Но вопреки заверениям чиновников на алматинских заправках дизель только по талонам. Как говорят журналистам очевидцы, ни за 99 тенге, ни за 100, ни за какие деньги купить горючее нельзя. При этом дефицит не только в Алматы. Похожая ситуация в Уральске.

Сложность этой ситуации в том, что о грядущем дефиците говорилось давно. Ценовой перекос относительно российских цен, когда казахстанские литры на 40-50 процентов дешевле, подорожание нефти и ее переработки и намертво стоящие на своем чиновники. Не желающие понимать, что рынок топлива - это такой же конкурентный рынок, как и любой другой, и его насильственное сдерживание приводит к деструктивным последствиям. В министерстве энергетики о возможном повышении цен даже знать не желают. Говорят, что "распределили дизельное топливо по регионам. Никого не обделили. Откуда взялся дефицит и представить не могут. Даже в том же Алматы на сегодня достаточное количество дизельного топлива имеется в запасе, которого должно хватить как минимум на 23 дня", - говорит в интервью КТК Аскар Джалдинов, руководитель пресс-службы министерства энергетики, и обещает в ближайшие дни разъяснить ситуацию. Но дело в том, что все уже давно разъяснено.

Первое. Отечественные НПЗ далеки от совершенства. Половину от переработанной нефти составляют тяжелые дистилляты, которые не пользуются спросом в стране. Вот ситуация с АИ-92. Общий объем производства - 210-220 тысяч тонн в месяц при потребности в 270-280. Дефицит покрывается за счет поставок из России, которая в последнее время так же испытывает трудности в связи с ремонтными работами на приграничных заводах. Сегодня литр АИ-92 на российских заправках стоит 175 тенге, товарный - на границе, чистыми от 105 до 115 тенге в зависимости от производителя и транспортного плеча, после его нужно отчистить, заплатить налоги и довести до "пистолета". Несмотря на публичную позицию правительства, цены на бензин не являются свободными, юридически они не регулируются государством, но их стоимость -вопрос политический, а владельцы сетей достаточно зависимы.

Что делается с дизельным топливом, сложно представить. Его стоимость государством определяется как стратегическая и вместе с АИ-80 регулируется, хотя участники рынка давно говорят о необходимости выйти в рыночный курс. Низкооктановый бензин уж точно не является продуктом высокого спроса, но ввиду высокой зарегулированности имеет очень привлекательную цену, что определяет появление серого рынка низкокачественных бензинов, которые делаются благодаря присадкам. Вопрос удержания цен на дизельное топливо вообще стал притчей во языцех. Экономисты не раз говорили о том, что предприятия сельскохозяйственного комплекса правильно субсидировать по конечному продукту. Удержание низких цен на ГСМ, особенно если в соседних регионах цена выше. субсидирует их производство и высушивает собственный рынок, что мы в принципе и наблюдаем.

При этом цены нуждаются в коррекции. Поднялась стоимость переработки.

В Атырау - с 13 224 до 22 961 тенге за тонну, в Павлодаре - с 9 678 до 16 682 тенге. Значит, цена конечного продукта должна измениться минимум на четыре-пять тенге за литр. Плюс девять тенге к литру должен был дать и измененный акциз. В ноябре 2015 года он вырос с 4 500 до 10 500 тенге за тонну. То, что министерство энергетики не хочет замечать вызовы, это только его проблемы. Цена в России на ДТ очень высока, во многих регионах даже выше, чем цена на бензин АИ-92. Сайты показывают текущую цену в 34 рубля за литр. По сегодняшнему курсу это более 180 тенге. Это формирует переток, отсюда и дефицит по всем северным границам. Никаких запасов не хватит поддерживать такую цену в летний период, кода идут сельхозработы. Почти двукратная разница делает казахстанские заправки чрезмерно привлекательными, а значит есть только два выхода и оба, по мнению чиновников, невероятные – повышение цен или пограничная блокада. Есть опасения, что вести себя будут привычно, пока кризис в голову не стукнет, будут утверждать, что все под контролем, а там придумают оправдание и повысят цену.  




Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!