Танго, Дакар и миллионы евро

Фотография - Танго, Дакар и миллионы евро

Литовский раллист Антанас Юкневичус прошел не один Дакар. Последний раз место пилота занял на ралли-рейде дакаровской серии «Шелковый путь» по России, Казахстану и территории Туркмении. Со своим штурманом казахстанцем Андреем Степановым экипаж занял 15 место в зачете авто. Несмотря на скромные результаты, любой казахстанский автоспортсмен позавидует опыту литовца.

181 0

Литовский раллист Антанас Юкневичус прошел не один Дакар. Последний раз место пилота занял на ралли-рейде дакаровской серии «Шелковый путь» по России, Казахстану и территории Туркмении. Со своим штурманом казахстанцем Андреем Степановым экипаж занял 15 место в зачете авто. Несмотря на скромные результаты, любой казахстанский автоспортсмен позавидует опыту литовца.


- На каком уровне, по твоему мнению, прошла организация «Шелкового пути»?

 

- Это была первая гонка дакаровских организаторов на территории СНГ, и она прошла на высшем уровне. Не забывайте, что на финише каждый получил еще и конверт по $5000. Думаю, что сейчас все узнают, как все было красиво и интересно, и этот слух пойдет по миру. Возможно, что в следующем году мы увидим уже 150 машин. Гонщики сюда приехали, потому что услышали, что организаторы тут из компании A.S.O. - "Так они же Дакар делают, тогда мы обязательно поедем". В ином случае тут было бы 20 машин вместо восьмидесяти. Люди пошли за именем, и это очень правильный пиар. «Шелковому пути» нужен был импульс, и он его получил. Не исключаю, что через три года организаторы могут обойтись и без французов, но пока дакаровские функционеры тут нужны, они делают имя гонке.

Танго, Дакар и миллионы евро

 

- Еще загодя организаторы решили не рисковать и попробовали обойтись в гонке без мотоциклов. Как тебе такое лимитирование? 

- Я думаю, что это правильно. Даже на Дакаре, когда вместе едут мотоциклы, машины и грузовики – это ошибка, потому что одни очень сильно мешают другим, и наоборот. Сейчас ходит очень правильный слух о перенесении основного Дакара в ваши страны, но тогда тут не обойдется без мото и травматизма, присущего Дакару. Когда на трассе много мотогонщиков, их сложно лимитировать - и здесь опасность реально большая. Конечно, это обидно, но Дакар без жертв не проходит. Поймите меня правильно, я не против мотоциклов, у меня много друзей-мотоциклистов я и сам гоняю на байке, но мотоциклы на ралли мешают машинам.

Танго, Дакар и миллионы евро

 

- Как сказывается на результате микс грузовиков и машин в контексте «шелковой» гонки? 

- Мой друг литовец Бенедикта Ванагас на "Шелковом пути" занял восьмое место, уверен, что если бы не фуры, которые шли вместе с машинами, он был бы пятым. Получается, что ты вроде и драйвер хороший, и машина у тебя на уровне, но максимальный результат ты показать не можешь. Все знают, что первые три "Фольксвагена" из заводской команды заняли в гонке первые три места. На каждом этапе они проносятся первыми, за ними камазовские грузовики и "Ивеко"-команды Де Роя, после которых легковым машинам результативно ехать достаточно проблематично, потому что фуры разбивают колею. Ты пришел тренироваться на фигурное катание, а попал в секцию хоккея. Возникает вопрос, а кто тут тогда гоняется?

Танго, Дакар и миллионы евро

 

- То есть выходит, что гонка высшего уровня, но в то же время здорового спорта тут мало? 

- Я как драйвер говорю, обогнать грузовик можно, но это уже небезопасно. На трассе, где прошли три фуры, колея настолько глубокая, что порой легковой машине нереально проехать. Это не спортивно. Получается, что гоняют заводские команды, они тут главные, а остальные пусть едут прицепом. Из-за этого во многом раскололся и Дакар, он стал слишком рекламно-спонсорским мероприятием. Часто организаторы все больше идут на поводу у заводских команд, спорта тут становится все меньше. А случается, что разница в заводских машинах и в машинах частных не критична, это 20 процентов, и в принципе, хорошему драйверу по рукам обогнать заводчан. Но у них больше преимуществ. Заводская команда "Фольксваген" - это не просто четыре боевых машины, это также десять грузовиков, двадцать мини-вэнов и целая куча народа. С ежедневным бюджетом в миллион евро у заводских гонщиков, наверно, больше возможностей, чем у приватных. Фольксвагеновский пилот Насер Аль-Аттия, который обидно сошел с трассы на восьмом этапе, будучи лидирующим экипажем, получает за три гонки 1 200 000 евро. Представь, с каким спокойствием он может ехать.

 

- А приватный гонщик за каждую деталь своим рублем платит… 

- Абсолютно верно, потерял ты колесо или разбил машину – платишь свои деньги. А Насера это меньше всего заботит: с утра встал - и твой VW блестит. И так каждый этап.

Танго, Дакар и миллионы евро

 

- Антанас, ну а как тебе наши ландшафты? 

- Идеальные ландшафты, и местами действительно дакаровской сложности спецучастки. Но есть большое НО - было очень мало песков. Дали бы больше песков - и все бы перевернулось за один день. Первые бы стали последними и наоборот. Согласитесь, это намного интереснее. Один хороший песочный день поменял бы все в корне. На последнем Дакаре в Латинской Америке я занял 25 место в общем зачете. Пока мы едем не по пескам, я не волновался, что-то кто-то меня обходит, ждал только песков, так как знаю эту тему. А тут все гоняются на секунды – это больше езда в стиле международного чемпионата по ралли WRC. Но не надо путать классическое ралли с ралли-рейдами. Тут как раз весь изюм в песках, любой гонщик тебе скажет, что если ты посадил машину в дюнах, то это минимум на 20 минут, пока откопаешь машину. Иногда гонщики застревают на часы.

Танго, Дакар и миллионы евро

 

- У нас есть ландшафты, но нет развитого автоспорта, можешь озвучить рецепт? 

- Президент любой федерации автоспорта должен быть лоббистом, федерация должна создать тебе условия, помочь найти спонсоров, законодательная база также должна работать на гонщиков. Пусть и на приватных деньгах, но чтобы накатом автоспорт шел к хорошим результатам. В Казахстане я этого не наблюдаю. Незаметно, чтобы федерация помогала, казахстанцы едут за свои деньги на машинах не первой свежести и еще умудряются результаты показывать. Обидно, но сегодня человек от бога талантливый, но обделенный финансами никогда не попадет на трассу. Да, он классный драйвер, но он останется в тени и станет электриком, например. А человек с деньгами будет кататься, но не покажет результат. Он едет просто потому, что у него есть деньги. Это очень большая дилемма. Дай дилетанту лучшую "Феррари" - и он все равно в конце будет, а дай таланту машину хуже - и он будет в пятерке.

Танго, Дакар и миллионы евро

 

- Получается, шансов нет? 

- Начинать надо с малого, например тотальная благодарность в речи ваших гонщиков к президенту Казахстана была излишней. Они благодарили его за поддержку автоспорта. Простите, но где эта поддержка? Понятно, что люди скромничают на президентском приеме, но надо быть собой, скажи что-нибудь приятное, но и правду скажи. Для этого дипломатию и придумали. В Эстонии, например, после каждого выступления тебя рейтингируют, и в зависимости от коэффициента ты получаешь, к примеру, 20 тысяч евро на запчасти. Деньги выделяются от департамента спорта через автомобильную федерацию, плюс ты не платишь налог за машину. Законы. К примеру, спонсор дает тебе 100 тысяч евро на гонку - и на эту сумму освобождается государством от налогов. Интересная и работоспособная схема. В Казахстане не выработано четкой стратегии развития автоспорта.

Танго, Дакар и миллионы евро

 

- Стратегия - это одно, а спонсоры - это деньги. С последними все и испытывают трудности. 

- Думаешь, раньше было проще? Да, при союзе был ДОСААФ, но разницы, по большому счету, нет. Полагая, что туда было просто попасть, ты ошибаешься. Тогда мы все молились на одного большого покровителя – ДОСААФ. Сейчас же стало много маленьких покровителей-спонсоров. Вот и вся разница. Это реальность автоспорта, и когда кто-то в тусовке говорит, что у него не хватает денег на участие и подготовку машины, я говорю: "Почему тогда ты идешь в техническую категорию спорта? Лучше иди в атлетику". Трусы и кеды купил - больше ничего не надо. Технический спорт очень дорого стоит, и это надо сразу понимать.

 

Танго, Дакар и миллионы евро

- Антанас, тебе четвертый десяток, как ты относишься, к тому, что мир ралли-рейдов все больше молодится? Жерар де Рой, например, за грузовик сел в 22 года. 

- Это не совсем правильно. На Дакар едут люди от 35 и до возраста за 60 в среднем. Это как танцевать танго, пока ты 3 раза до смерти не влюбился и трижды же не разочаровался в этой любви – ты не будешь в нем смотреться. С ралли-рейдами то же самое. Это не кольцевые гонки на два часа, тут ты едешь 10-20 дней. Ты должен быть и предпринимателем, и дипломатом, и закаленным человеком. Если пацану в 16 лет дать путевку на Дакар, он убьет машину в первый же день. Это спорт для мужчин уже состоявшихся, которые в жизни видели и черного, и белого, и горячего, и холодного. Пока в тебе нет этого опыта, до финиша ты не доедешь. В каждом повороте понимаешь, что это твоя жизнь, и ты уже много в ней прошел. Ралли-рейды для мужиков, у которых есть мозги и опыт.

 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!