Зачем Казахстану предпринимательский кодекс?

Фотография - Зачем Казахстану предпринимательский кодекс?

На сегодняшний день проект Предпринимательского кодекса прорабатывается с представителями бизнес-сообщества и обсуждается заинтересованными сторонами.

403 0

Открывая 2 сентября третью сессию парламента пятого созыва, президент Казахстана обозначил перед депутатами приоритеты законотворчества. По его поручению, это должно быть правовое обеспечение стабильного экономического роста в стране.

Поэтому президент поручил правительству разработать проект Предпринимательского кодекса. В нем должны быть закреплены базовые принципы деятельности казахстанских предпринимателей и их взаимодействия с государством. По словам Назарбаева, "это должна быть конституция казахстанского бизнеса". Необходимо создание такой правовой среды, в которой отечественный бизнес чувствовал бы себя уверенно и эффективно развивался.

На сегодняшний день проект Предпринимательского кодекса прорабатывается с представителями бизнес сообщества и обсуждается заинтересованными сторонами.

По мнению президента Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана Талгата Акуова, "Кодекс предпринимателя" не самый актуальный документ для развития предпринимательства в Казахстане, а существующий в стране закон "О частном предпринимательстве" – "хороший, но он не работает".

Он приводит статистику, согласно которой, в Казахстане участие малого бизнеса за последние 6 лет сократилось с 33% до 17%. А с расширением объема реализации нефти и газа тенденция к сокращению участия малого бизнеса с каждым годом усиливается.

"На сегодня на бизнес в стране оказывают очень сильно моральное и физическое давление чиновники от всех государственных структур. Рейдерские схемы отъема капитала присутствуют везде. Под разными предлогами в разные законы включают просто "несуразные" требования к бизнесу, которые дают возможность чиновникам "подсекать" предпринимателей, выбивать из них взятки. И даже умудряются по смешным ситуациям сажать невинных людей в тюрьмы", - говорит Акуов.

По его словам, у предпринимателей есть проблемы, но они больше в плоскости несовершенства налогового и административного законодательства. "К нему же можно добавить и тормозящий всю экономику страны миграционное и таможенное законодательство. Да и страшный перекос в образовании за 20 лет привел к тому, что у нас сегодня при острой нехватке квалифицированных рабочих рук - десятки тысяч выпускников вузов сидят дома или занимаются чем попало. Государством, да и родителями были выброшены миллиарды долларов впустую. Нет сегодня нормальных рабочих кадров в стране. Об этом говорят уже не только руководители производственных предприятий", - отмечает Акуов.

По его мнению, принятие одного закона или Кодекса предпринимателя, даже в самом хорошем виде,  не решит в целом ситуацию с развитием предпринимательства в стране. Нужна коренная ломка всего законодательного поля. Нужен системный подход.

Предпринимателям в Казахстане с каждым годом становится все сложнее и сложнее защищать свои права. "На сегодня мы имеем вроде неплохие законы, но они практически не работают. Коррупция, как ржавчина, разъедает наше общество и на нет сводит все усилия законодателей. И самое худшее в этой ситуации, что полностью отсутствует в нашей стране система правовой защиты предпринимателей, особенно малого бизнеса. Вследствие чего не выполняется указание президента РК, которое он давал  правительству нашей страны по увеличению участия малого бизнеса в ВВП до 40%", - подчеркнул Акуов.

В связи с этим в ассоциации считают, что Казахстану сейчас остро не хватает специализированной службы обмудсмена по защите предпринимателей при президенте страны, которая существует в России. Когда ассоциация предпринимателей начала изучать вопрос, к кому можно обратится  по защите бизнеса, то не нашла ни одной государственной организации, которая могла бы взять на себя эти функции. 

"В последнее время судьи просто перестали замечать незаконные действия чиновников по отношению к предпринимателям и даже обращения Ассоциаций предпринимателей в надзорный орган - прокуратуру, которые должны следить за соблюдением законности, не дают никаких положительных реакций", - отмечают в организации.

Также очень веский аргумент в пользу обмудсмена и то, что если средний и крупный бизнес может защитить себя, наняв опытных и дорогих юристов, то малый бизнес такого себе позволить не может, и его права в суде могут защитить только юристы от государства.

Поэтому предприниматели в Казахстане и не пытаются развиваться, а столкнувшись с чиновничьими преградами, просто закрываются и уезжают из страны.

К сведению: в Казахстане всего 2% предпринимателей, которые "дожили" до среднего бизнеса. А в развитых странах эта цифра доходит до 25%.

"За 20 лет развития нашей молодой страны ничего в Казахстане не получается с развитием предпринимательства, и в дальнейшей перспективе не получится, если в самой государственной машине будет продолжаться развиваться такой "вирус", как коррупция и рейдерство. Нужно, чтобы в Казахстане появился баланс интересов бизнеса и власти", - считает Акуов.

Заместитель председателя правления НЭПК "Союз "Атамекен" Галымжан Канатбеков в свою очередь отмечает, что проект кодекса должен отличаться качественной новизной как по форме, так и по своему содержанию. Проводимая законотворческая работа не должна сводиться к простому своду норм уже действующих законов.

В Предпринимательском кодексе особое внимание необходимо уделить гарантиям свободы осуществления предпринимательской деятельности, которая гарантирована Конституцией нашей страны (статья 26).

"Это в первую очередь касается государственного контроля и надзора за предпринимательством. Как известно, данные вопросы регулируются отдельным законом. Но, тем не менее, закон о госконтроле и надзоре содержит множество изъятий, на которые он не распространяется. А кодекс должен установить базовые принципы и гарантии, которые бы распространялись на все аспекты контрольно-надзорной деятельности госорганов. Это же касается и разрешительной системы, поскольку данные сферы больше всего подвержены административным барьерам со стороны чиновников", - пояснил Канатбеков.

Эффективность любого кодекса или закона зависят, прежде всего, от правоприменительной практики, т.е. от того, как его понимают госорганы и применяют в повседневной жизни по отношении к предпринимателям, а также сама позиция предпринимателей по отстаиванию своих прав и интересов.

"В этом мы возлагаем надежду на усиливающую в настоящее время позицию бизнеса и укрепление диалога между бизнес-сообществом и правительством по широкому кругу вопросов. Благодаря этому нам удается решать многие проблемы правоприменительной, в особенно контрольно-надзорной деятельности оперативно, с привлечением общественности", - говорят в "Союзе "Атамекен".

Говоря о нынешнем состоянии дел в предпринимательской сфере, Канатбеков отмечает и положительные моменты. Он напомнил, что в июле этого года был принят закон "О Национальной палате предпринимателей РК", с целью формирования институциональной основы для роста и дальнейшего развития предпринимательства. Национальная палата предпринимателей призвана стать одной из опор нашего общества, где каждый предприниматель независимо от размера и отраслевого признака сможет найти решение своих проблем, защиту прав и представление интересов. 

"Вот уже 2 года как мы приняли закон "О государственном контроле и надзоре", это позволило нам снизить административное давление на бизнес. Как результат, в мировом рейтинге стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом Казахстан значительно улучшил свои показатели", - отметил Канатбеков.

В "Союзе "Атамекен" считают, что работу в данном направлении необходимо продолжать. "Следует пересмотреть некоторые положения закона, в частности, в законе имеется слишком много исключений и изъятий для государственных органов, необходимо понять, насколько обоснованно сужена сфера действия закона", - пояснил он.

В НЭПК "Союз "Атамекен" сообщили, что "совместно с государственными органами проводят активную работу, направленную на защиту бизнес"а. Одним из направлений данной работы является снижение количества проверок органов контроля и надзора, обеспечение прозрачности проверок, а также исключение фактов проведения незаконных проверок.

В этих целях на постоянной основе проводится анализ деятельности органов контроля и надзора путем проведения инвентаризации нормативных правовых актов, а также изучения действующей системы контроля и надзора, на основе жалоб предпринимателей, поступающих в адрес общественного совета при НЭПК "Союз "Атамекен".

Таким образом, Предпринимательский кодекс призван стать своего рода настольной книгой каждого предпринимателя. Он устанавливает базовые принципы и нормы, к которым могут апеллировать предприниматели в случае нарушения их прав в различных сферах деятельности, поскольку его уровень стоит выше, чем уровень законов.


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!