Ирина Смирнова: «ЕНТ обрело форму военного положения»

Фотография - Ирина Смирнова: «ЕНТ обрело форму военного положения»

Выжить безграмотным в современном мире нельзя, однако получить качественное образование в престижном вузе страны или за границей сегодня не каждому по карману. Выпускникам, мечтающим стать обладателями образовательных грантов, приходится зубрить тесты и молиться о легком варианте на ЕНТ.

290 0

Выжить безграмотным в современном мире нельзя, однако получить качественное образование в престижном вузе страны или за границей сегодня не каждому по карману. Выпускникам, мечтающим стать обладателями образовательных грантов, приходится зубрить тесты и молиться о легком варианте на ЕНТ.

Как рассказала в интервью Today.kz руководитель алматинского филиала республиканского общественного объединения учителей и преподавателей «Ар Намыс» Ирина Смирнова, такой подход к обучению казахстанской молодежи приводит к падению уровня образованности учащихся: 

- В системе образования задействовано большое количество людей, поэтому ей достаточно сложно управлять. За двадцать с небольшим лет нашей независимости у нас в стране поменялось 13 министров образования. Несмотря на то, что все эти люди были достойными, плюсов образованию это не принесло. Я считаю, что результатом школьного образования не должно быть просто Единое национальное тестирование. У нас в стране ЕНТ уже обрело форму военного положения: в этот день дети проходят через металлоискатель, их к 6 утра уже привозят к этому экзамену, а начинается он только в 9 часов, более того, задействовано все КНБ. Ну это что?! Такое проведение экзамена становится нонсенсом. Что дальше? Танки вводить будут или что делать?

- Значит, нам как-то по-другому нужно подводить итог?

- Да. Например, в развитых странах мира у каждого ученика есть свое портфолио. Оно может быть любой формы: в электронном виде, бумажном, каком хотите. В него все достижения ученика собираются – спортивные, учебные, научные. Ученик старается, он замотивирован на то, чтобы постоянно пополнять свое портфолио, чтобы при поступлении в вуз показать, как он учился, какие у него были интересы. А сегодня так – ты можешь ничего не делать, потом вызубрить или тебе повезет и ты прошел и получил грант. А те, кто корпел, но перепугался в день ЕНТ, он оказался за бортом.

- А разделение ЕНТ на два этапа не решит это проблему?

- Оно может быть в два этапа, в 10 этапов, во сколько хотите. Главное снять истерию. То есть человек должен иметь возможность пересдавать этот экзамен. В Америке итоговый экзамен можно пересдавать 7 раз. Один раз за счет государства, остальные - за плату в независимом центре. Как Toefl и IELS. У нас тоже должно быть так: сдал, не устроило, подготовился и уже идешь не с этим автобусом, с учителями, а сам. Если будет убрано вот это нагнетание, если будет убран рейтинг школ, в первую очередь, рейтинг городов, рейтинг районов между собой, тогда детей не будут изгонять и отговаривать от того, чтобы они шли на это тестирование.

- То есть, ЕНТ-шникам мешает гонка за рейтингом?

- Мы видим, как меняется наша жизнь, как меняется наука, количество знаний, фактологический материал. Сегодня вызубрить все невозможно. Мы должны просто уметь найти этот материал и обработать. Не надо никого ни с кем сравнивать. Школы, которые показывают хороший результат, отбирают детей. Туда же попасть просто так невозможно, это же дети изначально готовые к обучению, там идет очень жесткий отбор. И в то же время есть обычные общеобразовательные школы на окраине Алматы, где учатся дети с дач. У них нет никаких условий, у них в семье нет денег, они не могут нанять репетитора. А ведь сегодня же уже стало нормой, когда у ребенка в ведущей школе есть 5-6 репетиторов. То есть, он вышел из школы и пошел к репетиторам, чтобы данное учебное заведение показало хороший результат. Они занимаются по 10-15 часов в день - это бешеная перегрузка, ученики устают и физически, и морально. Надо прекращать эту практику. Надо вернуть детям детство. Они должны бегать, они должны радоваться, находиться в социуме.

- А разве сегодня это никто не контролирует?

- Вот как раз из всего, что есть сегодня в системе образования: политика, качество и контроль, у нас лучше всего выполняется контроль. Нас проверяют СЭС, пожарники, прокуратура, контрольно-ревизионное управление. Есть проверки районного отдела образования, департамента по контролю за качеством образования. Когда мы работали в советское время, у нас была одна фронтальная проверка, скажем, один раз в три года. Причем к нам приходили не с таким намерением, чтобы поймать и наказать, а с целью оказать методическую помощь. Сейчас же направление политики контроля – это не аудит, не профилактическая помощь, а желание найти и наказать. Если ранее приходил в школу методист районного уровня или городского, он просто оказывал методическую помощь, то сейчас он приходит, чтобы проверить, написать справку, а потом по справке сделать выводы – этого наказать, этого уволить, этого убить, и все просто трясутся и дрожат. Состояние постоянного страха, будто на вершине вулкана сидишь и не знаешь, когда он взорвется.

- А как вы предлагаете осуществить контроль?

- Надо работать с тем, кто проштрафился, повышать его уровень, в спокойной обстановке все недочеты дорабатывать. Учителя отказываются от всего нового, говорят: «Вдруг я не буду соответствовать их представлениям». Ходят на трехмесячные курсы, где говорят, что надо креативного ученика воспитывать, применять групповую форму работы, а когда нам это делать? У нас есть стандарт, мы этот стандарт изменять не можем, мы должны идти по нему жестко, понял не понял - нас не волнует. Сходили на курсы и не могут это применять - боятся несоответствия.

- Может, тогда стоит изменить стандарт?

- У нас уже критическая минута наступила, когда все нужно менять. Нам нужны новые, современные методики образования. У нас же сейчас нет ни одной авторской школы! К тому же, сейчас общество другое. Сегодня нет открытости и взаимодействия учителей и родителей. Мы не можем добиться информации, где они работают, не можем заставить их приводить детей вовремя в школу, не можем заставить купить детям школьную форму. Должны же быть какие-то нормы, чтобы мы могли написать информацию, что такой-то ученик постоянно опаздывает и пусть с ним разбираются какие-то органы, а не мы, учителя. Должно быть четко определено, что никто на нас не может давить в том, какую оценку нам поставить. Есть нормы выставления оценок, мы должны четко следовать им, а не подвергаться давлению со стороны родителей. Тогда ребенок будет знать, что за свою учебу он получает действительную отметку. Вот тогда и поднимется уровень образования.


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!