Как выглядит библиотека для современных казахстанских детей (фото)

Фотография - Как выглядит библиотека для современных казахстанских детей (фото)

626 0

2 апреля, в день рождения датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги. В этот день детская библиотека имени Бегалина в Алматы по традиции устраивает множество мероприятий для своих читателей. Располагаясь в старинном здании 1877 года постройки, она отвечает актуальным потребностям современных детей. По словам директора «Бегалинки» Софьи Раевой, бумажные карточки здесь давно заменили на электронный каталог, обзавелись проекторами и интерактивными досками, открыли компьютерный класс и провели интернет.

Библиотека подписана на более чем 250 периодических изданий. Подшивки и полумиллионный книжный фонд хранится в загадочном и таинственном для детей месте – книгохранилище. Это помещение расположено под зданием библиотеки и занимает целый квартал – от проспекта Достык до улицы Пушкина. Посторонних туда не пускают: там очень много комнат и лабиринтов, среди которых легко потеряться. Спуститься в книгохранилище можно лишь один раз в году на «Ночь в библиотеке», которая проходит в октябре.

- Софья Кумаровна, чем сегодня библиотека привлекает детей?

- Библиотека – это открытая площадка. Мы проводим мероприятия на различные темы. Сейчас мы говорим о технике, через два часа – об искусстве, еще через два часа мы говорим о каком-то известном писателе, потом возвращаемся к литературе для малышей и так далее. В библиотеке, помимо того, что мы выдаем литературу, работают несколько кружков и студий. Давно работающие у нас – это «Академия юных художников», здесь дети рисуют, обсуждают произведения. Кроме того, в библиотеке работает клуб «Робототехника» в рамках программы «Будущее начинается сегодня». Мы уже два года работаем над этой темой. Есть кружок по бумагоконструированию и бумагопластике. У нас стоят целые крепости, сделанные из уже использованной бумаги. Все эти кружки ведутся на казахском и русском языке, чтобы было детям понятно.

- Роботехника и бумагопластика – это увлекательно, но сложновато. А для малышей у вас что-нибудь есть?

- У нас работает школа раннего развития. Туда ходят дети 3, 4 и 5 лет. Буквально на прошлой неделе опять увеличилось количество, мы уже вынуждены разделить их на две группы. У нас работает подготовка к школе. Грех библиотеке не проводить все это! Когда есть огромное количество информации и возможности. Сейчас у нас только-только начинает работать кружок по английскому языку для четырехлеток. Здесь мы стараемся строго соблюсти все законы психологии, то есть – речь, движение, мышление. Мы не бежим впереди арбы и не начинаем учить детей с букв, учить их читать. Сначала нужна речь – чтобы они в игровой форме запоминали. У нас работает драматическая студия. Здесь дети читают стихи, там работают профессиональные режиссеры. У нас работает поэтический клуб Логос. Его ведет профессиональный актер. То есть нам немаловажно, чтобы дети правильно и красиво говорили и умели читать. У нас есть еще одно отделение, к сожалению, оно не достроено. Мы хотели положить на пол карематы. Чтобы заниматься с грудничками, у нас есть целая программка. Но у строителей денег не хватило. Пол холодный, и мы не рискуем грудничков пока принимать. Сюда к нам ходят иностранцы, приводят маленьких детей, они более закаленные и даже босиком там бегают. И если раньше мы были только детской библиотекой, то сейчас мы работаем и для взрослых. У нас в рамках американского уголка работает дискуссионный клуб,музыкальный клуб, раз в неделю USAID заседает, рассказывает подросткам, как можно получить образование в Соединенных Штатах.

- Чем библиотеки отличаются от других информационных структур?

- Прежде всего, библиотеки могут дать качественную информацию. Я с долей скептицизма отношусь к интернету, особенно с иронией отношусь к казахстанскому интернету. Он достаточно некачественный. И потом, интернет – это краткая статья, оно скорее у детей клиповое мышление пробуждает, когда много невозможно прочесть. И второе направление, кроме предоставления качественной информации, это проведение мероприятий. Детям нужно рассказывать много. Здесь, пожалуй, сказывается просветительская миссия библиотеки. В школе все-таки ребенок связан программой. И почти 9 месяцев в году у детей деловое чтение. Но это и оправдано. И поэтому мы должны рассказывать о многом интересном, что есть помимо того, что в учебниках. А мир такой интересный! Рассказать о Дне космонавтики. В школе расскажут о нем, мы должны шире рассказать о нем. В этом году мы будем обязательно говорить о губернаторе Колпаковском.

- Успевают ли дети посещать все ваши мероприятия?

- Нынешние дети загружены выше крыши. У пятиклассника 42-часовая рабочая неделя. Учитывая, сколько он в школе проводит времени, учитывая, сколько он должен на подготовку потратить, и что программа постоянно увеличивается... У нас идет натаскивание на какие-то определенные предметы, и в школе не придают внимания такому навыку как умение самообразовываться, умение находить знания самому себе. Все равно ребенку все не преподадут на блюдечке с голубой каемочкой – вот это прочитай, вот это скажи. Ребенок сам должен вести анализ. И чтение развивает логику очень хорошо. Потому что ребенок начинает соображать: ага, а это откуда, а это почему. В этом плане процесс чтения очень важен.

- О чем ребенок хочет читать или смотреть?

- О себе любимом. О своем времени, чтобы было с кем соотнести и с кого взять пример. Детям нужно писать и о любви, и о суициде, и о наркотиках, и о дедовщине, которая начинается не в армии, а в детском садике, потому что там уже проявляются сильные и слабые. Обо всех этих случаях жизни нужно писать, чтобы это было детям доступно. Чтобы дети могли взять прочесть и  так далее.

- Сейчас говорят, что дети в последнее время стали совсем мало читать…

- Ну если нынешние дети мало читают, то виноваты в этом взрослые, наверное, а не дети? В таких случаях я всегда говорю родителям: а ребенок просил вас его родить? Вы его родили, а раз вы его родили, вы несете за него ответственность до конца своей жизни. Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Если вы читаете – ребенок будет читать, если вы не читаете – ребенок не будет читать. И не надо в него что-то вколачивать палкой. Чтение художественной литературы – это, прежде всего, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Эмоциональное – это когда ты читаешь один на один и сам представляешь. Ты – художник, ты – писатель. Ты и герой этих книг. У каждого из нас свой собственный образ этого героя. Мы же в жизни всегда актерствуем. Человек, умеющий хорошо говорить, умеющий анализировать, быстрее находит пути решения определенных задач. Вот об этих преимуществах детям и нужно говорить.

- А как вы относитесь к тому, что дети сейчас слушают аудиокниги или читают электронные книги?

- Да ради бога. Лишь бы дитятко читало. О книге детям надо рассказывать вкусно! Если вы хотите чтобы они читали. У детей внимание на 15 минут. Потом хоть на голове стой – они тебя слушать не будут. Окно чтения закрывается к 10 годам. Если до 10 лет ребенка не научить, потом ему сложнее осваивать. Нынешние дети знают очень много, потому что они потребители колоссального потока информации. Я всем привожу пример: в 2011 году в мире было выпущено столько печатной продукции, сколько за всю историю человечества. Вот как в этом потоке ориентироваться? Как отличить некачественное от качественного? Этому и должна учить библиотека. Библиотека сейчас не может быть стандартной организацией, которая выдает и принимает книги. Она не имеет обязательного социального статуса. Это в школу ходят, потому что нужно по закону о всеобщем среднем образовании. И к врачам ходят, потому что это неизбежно, а в библиотеку дети приходят совершенно добровольно. Библиотека должна быть интересной для всех. Каждый человек, который приходит, должен знать, что он получит информацию.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?