Надежда Горобец: «Борьба за лучший путь развития всегда имеет смысл»

Фотография - Надежда Горобец: «Борьба за лучший путь развития всегда имеет смысл»

Руководитель театра юного зрителя имени Сац прокомментировала выступление главы минкульта РК.

545 0

Руководитель театра юного зрителя имени Сац Надежда Горобец прокомментировала выступление главы минкульта РК Арыстанбека Мухамедиулы, сообщает корреспондент Today.kz.

- Как Вы отнеслись к выступлению министра культуры и спорта на правительственном часе в Мажлисе парламента РК?

- Я присутствовала на этом заседании и имела возможность прослушать доклад министра непосредственно в зале заседаний, поэтому мне, наверное, проще говорить о содержании доклада. На мой взгляд, доклад был построен на обозначении проблем, сдерживающих развитие театрального и музейного дела в формате новых задач, поставленных перед культурой в послании президента нашей республики  Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь: 2050 – единая цель, единые интересы и единое будущее».

При определении проблем давалось видение министерством их решения. Такой подход был оценен многими депутатами, которые ожидали традиционных хвалебных речей о достижениях и успехах отрасли. Я была приятно удивлена  и тем, что многие депутаты из различных комиссий проявили знание состояния дел в культуре в регионах и вносили очень конструктивные предложения.  Это замечательно, потому  что в докладе речь и шла о необходимости объединения усилий многих ведомств: образования и науки, труда, финансов, молодежной политики, туризма  - для реализации концепции культурной политики.

- К чему могут привести предложенные министерством реформы?

- Думаю, что в данном случае речь в принципе не идет о революционной перестройке отрасли. В частности, в театрах она уже прошла: во-первых,  мы стали казенными предприятиями, что дает нам некоторую экономически-финансовую свободу; во-вторых, через закон «О культуре» получили возможность самостоятельно формировать репертуар и представлять его зрителям.

Музеи в том виде, в каком они сегодня существуют, действительно мало востребованы. Кластерный подход,  предложенный министерством, позволит нам просто выстроить системную работу с учетом опыта других стран. Особенно это касается историко-культурного наследия и его использования в развитии туризма. Учитывая географическую удаленность Казахстана от Европы, мы должны понимать, что не природные красоты наш конек в туризме, а именно богатейшее наследие предков. Поэтому системообразующим звеном  территориальных кластеров для туризма должны стать  исторические памятники, вокруг которых будет развиваться инфраструктура коммуникаций, сервиса. Грамотное выстраивание структурных элементов в таком кластере  и будет давать экономический эффект. Именно это имелось ввиду в докладе, когда озвучивалась цель - сделать отдельные направления отрасли прибыльными.

Мы порадовались, что театры с такой позиции не рассматриваются. Напротив, была обозначена необходимость увеличения доли государственных затрат на поддержку театров.  У многих вызывает вопрос необходимости создания художественных советов – не станет ли эта структура ущемлять свободу творчества, выполняя функции  цензора? На самом деле, давно назрела необходимость создания такого совещательного органа при министерстве культуры и спорта. Это даст возможность региональным представителям, общественным организациям озвучивать свои проблемы и предложения, непосредственно участвовать  в выработке новых подходов.

Для театров это важно, потому что, зачастую, очень интересные начинания театров остаются незамеченными, а это и порождает мифы о застое в театральном мире Казахстана. Отдельного внимания заслуживают озвученные в докладе проблемы региональных музеев и театров. К сожалению, их развитие сегодня зависит от приоритетов личности акима. А уровень заработной платы не позволяет решать кадровые проблемы – молодые специалисты в регионах не закрепляются. Поистине, «служенье муз не терпит суеты» - это не про артистов региональных театров.

- Имеет ли смысл бороться с существующим положением дел, и если да, то каким образом?

- Борьба за лучший путь развития всегда имеет смысл. В концепции культурной политики  обозначены общие подходы к пониманию культуры, определены механизмы взаимодействия государства и общества в вопросах дальнейшего сохранения и развития культуры. Главное теперь - не упустить время и привести обозначенные механизмы в действие, чтобы они не оказались тренажерным макетом: иллюзия движения есть, усилия прикладываются – а самого движения нет.

Главное,  чтобы правовое поле  работало – необходимы подзаконные акты; чтобы финансовые проблемы решались необходимо выстроить отношения государства со спонсорами и меценатами; чтобы театры в регионах имели устойчивое положение, необходимы нормативы объектов культуры на каждые 10000 тысяч жителей. В условиях рынка и роста цен мы должны изменить принцип финансирования культуры – от «пообъектного»  перейти к так называемому «подушевому». Понятно, что это связано с потребительской корзиной – в ней только продукты первой жизненной необходимости. Однако для государства жизненно важно сегодня обеспечить и доступность каждому гражданину культурной продукции и услуг.

Это стратегический вклад государства в самое  главное и ценное – человеческий капитал. В выступлениях депутатов эта мысль прозвучала и это обнадеживает  – наша борьба не будет сражением с ветряными мельницами.



Загрузка...

Комментарии (0)

  • Авторизация
  • Регистрация
  • Забыли пароль?