"Ехал Грека через реку": театральный постмодерн от АРТиШОКа

Статьи
1289
История о том, что по лестнице в небеса приходится спускаться через Ад.

В понедельник в алматинском театре АРТиШОК прошла премьера спектакля "Ехал Грека через реку" - совместного проекта труппы с компанией AVON, направленного на борьбу с раком груди, сообщает корреспондент Today.kz.

Посмотреть на "Ехал Грека через реку" - пьесу по мемуарам Кена Уилбера "Благодать и стойкость" - мне удалось на предпремьерном показе. АРТиШОК собрал на прошлой неделе представителей прессы и показал, что же такого им удалось сделать в соавторстве с художником Сергеем Мельцером. Получилось, как и всегда, неоднозначно.

Фабула действа проста - обыкновенная американская девушка Терри, для друзей - просто Трейя, выходит замуж за философа и писателя Кена Уилбера. Все бы было прекрасно, но хрупкое семейное счастье разрушает смертельный диагноз Трейи - рак груди. Спектакль в итоге оказывается посвящен всем тем кругам ада, через которые приходится пройти раковым больным на дороге к спасению - или летальному исходу.

С точки зрения формы спектакль построен по любимом в АРТиШОКе принципу - основной материей постановки является устный нарратив, который сопровождается символическим сценическим действием. Декорации на протяжении всего спектакля практически не меняются. Динамика повествования в итоге складывается из постоянно звучащих голосов Кена (Сергей Мельцер) и Трейи (Анастасия Тарасова) и изображения с установленных в пространстве сцены камер, транслирующих изображение на большой проекторный экран задней стены.

В итоге весь спектакль напоминает один огромный fade in - любимый многими звукорежиссерами и музыкантами прием, в котором громкость звуковой дорожки сначала минимальная, но затем плавно повышается, выходит на стандартную громкость, а в финале кульминирует пронзительным крещендо. Музыкальная параллель неслучайна. Через весь спектакль проходит одна из самых известных песен легендарной группы Led Zeppelin - Stairway to Heaven. Ее повторяет Кен, когда знакомится с Трейей, когда начинаются раковые хождения по мукам, пока размышляет один в тишине в прологе спектакля. Даже когда он случайно изменяет своей жене в немецком баре с какой-то подвернувшейся под руку девицей, он слышит ее в голове, требует включить "цеппелинов".

"Она покупает лестницу в небо", - повторяет Кен, и Трейя, действительно, покупает эту лестницу в небо. Покупает ее своей кровью, слезами, самой своей жизнью.

На некотором внутреннем уровне к середине спектакля действие начинает отчаянно напоминать "Божественную комедию" Данте Алигьери - вот жизнерадостная Трейя, щедро делящаяся своим внутренним монологом со зрителем, словно Данте, описывающий чистилище, а рядом с ней молчаливый, но верный и не сдающийся Вергилий-Кен. И точно так же, как Данте, она уходит к лучшей жизни, пройди сквозь адские мучения и протащив через них своего спутника. Разница лишь в том, что Данте шел к своей Беатриче, а Трейя уходит в никуда, оставляя Кена сидеть на кухне и в сотый раз переслушивать диктофонные записи, пересматривать такие милые видео прогулок в осеннем парке.

Помимо собственно аллюзий на "Божественную комедию" постановка щедро сыплет отсылками к популярной и не очень культуре. Кроме уже упоминавшейся "Лестницы в небо" от "цеппелинов" авторы делают реверанс в сторону типичных ток-шоу и выступлений в группах поддержки (не совсем таких, которые были у Паланика в "Бойцовском клубе", конечно), а в финальной сцене Трейя предстает эдакой "Супервумен", в наряде, отчаянно напоминающем костюмы героев золотого века комиксов. Сказать что это зачастую выглядит чудовищным гротеском - не сказать ничего.

Рассказывать здесь о сюжете больше было бы непростительным спойлером с моей стороны. В нарративе в какие-то моменты чувствуется дидактизм и наставительный голос школьного врача, но это едва ли не единственный недостаток постановки. В "Ехал Грека через реку" нет драматической, надрывной эпичности "Норд-Оста" или беспечного потока сознания "Back in the USSR", зато есть простая история, которая может случиться с каждой второй женщиной.

Посмотреть на спектакль стоит уже хотя бы поэтому. Ближайшие премьеры пройдут 15 и 16 ноября.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить