792

"Интерстеллар": динозавр из эпохи классической фантастики

Наглядное пособие по удержанию зрителя у экрана без стрельбы и взрывов.
Фотография - "Интерстеллар": динозавр из эпохи классической фантастики

6 ноября в прокате стартует новый проект Кристофера и Джонатана Нолана "Интерстеллар" - один из самых дорогих научно-фантастических проектов в сезоне. О том, что получилось у создателей трилогии о Бэтмене, рассказывает корреспондент Today.kz

"Интерстеллар" - это редчайший образчик популярного некогда жанра "классической" научной фантастики. Еще раз, чтобы вы прониклись окончательно - это не фантастический боевик. В нем нет эпического противостояния бобра с ослом, многотысячные армии не сходятся в масштабных побоищах. За три часа экранного времени вы увидите одну драку продолжительностью секунд 20 и один взрыв.

Собственно, что же тогда в фильме есть?

"Интерстеллар" - это классический фонд научной фантастики в относительно современном прочтении. Если угодно, "Страна Багровых Туч" и "Голконда" Стругацких, помноженные на "Космическую Одиссею" Артура Кларка. Это фильм о первопроходцах, пионерах, которые отправляются в путь, гонимые насущной необходимостью.

Земля умирает, из культурных растений осталась только кукуруза, да и та скоро погибнет под воздействием патогена. Пыльное Небо - мощнейшие пыльные бури - грозят похоронить под собой все человечество. Цивилизация находится на грани коллапса, хотя никто об этом вслух не говорит. Инженеры и механики переквалифицировались в фермеров, а поймать старый беспилотник на солнечных батареях - огромная удача. На этом фоне бывший пилот-испытатель Купер (Мэтью МакКоннахи) с командой других первопроходцев отправляется покорять космос в поисках пригодной для жизни планеты. Им придется пройти не только через пространство, но и через время, неопределенность и предательство, прежде чем они достигнут финальной точки. Вот только насколько точка является точкой, а не еще одним моментом в бесконечно измененном сингулярностью потоке времени?

"Интерстеллар" для зрителя, привыкшего к тому, что на большом экране демонстрируют, по большому счету, полуторачасовые клипы с массой действия, взрывами и легко, без усилий понятными героями, может показаться затянутым. В конце концов, в каком еще голливудском кино вы увидите двухминутный монолог, снятый одним-единственным планом? Но на самом деле Кристоферу Нолану удалось необычайное - почти три часа фильма смотрятся на одном дыхании, без излишне затянутых моментов и ненужных разговоров.

Отдельной строкой следует упомянуть саундтрек. Ханс Циммер редко разочаровывает своими музыкальными дорожками к фильмам, но тут он превзошел самого себя. Вряд ли вам запомнится хоть одна мелодия, но медитативный даунтемпо эмбиент, сопровождающий сцены космического путешествия, настолько хорошо вписывается в общее неспешное течение истории, что лучшей музыки и пожелать было бы нельзя.

Я не случайно в начале этой рецензии назвал "Интерстеллар" представителем классической Sci-Fi. Фильм ставит ту же самую проблематику, что и, скажем, "Страна Багровых Туч" Стругацких - баланс личного и общественного блага, отношения детей с родителями и готовность пожертвовать собой во имя науки. Но главный вопрос фильма, который, рыдая, озвучивает Мёрфи, дочь Купера, оставшаяся на Земле - первопроходцы, отправившиеся на поиски лучшего мира и лучшей жизни, на самом деле торят дорогу тем, кто последует за ними, или же фактически бегут от самих себя и бросают всех, кого любят, умирать за бортом?

В "Интерстелларе" полно не самых очевидных поворотов, особенно если вы не слишком знакомы с физическими теориями о сингулярности, черных дырах и прочих завихрениях пространства-времени. В ходе фильма обо всем этом рассказывается чрезвычайно доступно, так что больших проблем с пониманием возникнуть ни у кого не должно. В том случае, если имена Кипа Торна и Стивена Хокинга вам о чем-то говорят, то примерно со второй половины фильма вы уже начнете догадываться о финале. Впрочем, Нолан все равно поставил все с ног на голову и выдал концовку, в определенном смысле ломающую каноны и драматического, и фантастического жанра.

Да, и в следующий раз, когда с ваших полок начнут сами собой падать книги, не спешите списывать все на землетрясение или звать экзорцистов. Возможно, этому найдется вполне научное объяснение.

Сергей Сахаров, специально для Today.kz

Загрузка...