«Омир-ай» и «Потому что шымкентский»: Инопланетяне ни при чем

Фотография - «Омир-ай» и «Потому что шымкентский»: Инопланетяне ни при чем

Шымкентские режиссеры не перестали снимать кино исключительно для шымкентского зрителя.

4360 0

В марте 2015 года за пределы южно-казахстанских кинотеатров вышли две локальные картины – «Омир-ай» Шапагата Орынбаева и «Потому что шымкентский» Жанибека Жанкараева. Обе картины получили солидную роспись в алматинских кинотеатрах, и, судя по количеству зрителей, экспансия дешевого кино из Южного Казахстана продолжится, и оно вполне может составить конкуренцию алматинским киностудиям.

Большинство казахстанских зрителей не знакомо со спецификой локальных отечественных продуктов. Как правило, в республиканский прокат выходит кино, снятое либо государственной киностудией, либо на частных алматинских кинокомпаниях. Тем временем в ЮКО (в частности, в Шымкенте) последние несколько лет успешно существуют около десятка киностудий, снимающих фильмы для внутреннего рынка.

Специфика шымкентского кинопроизводства существенно отличается от кинопроизводства казахстанского и практически полностью копирует состоявшуюся модель узбекского кинематографа. Это фильмы, снятые при минимальном бюджете (около $10-40 тыс.) и ориентированные на зрителя, проживающего в пределах ЮКО. Как правило, большинство фильмов, снятых в Шымкенте окупаются и приносят прибыль уже на стадии кинотеатрального проката. Также существует рынок вторичных продаж. Многие шымкентские кинокомпании сотрудничают с видеопиратами, работающими на базарах, и через них реализуют DVD-диски со своими картинами. Фактически внутри страны был создан успешный кинорынок, без привязки к крупным кинотеатральным сетям и само собой, как и у любого успешного бизнеса, у шымкентского кино наступил момент, когда ему стало тесно в существующих рамках. Южноказахстанское кино ищет зрителя в кинематографической столице Казахстана. Возникает вопрос: каковы перспективы?

Шапагат Орынбаев считается одной из главных звезд шымкентского кино. Именно с ним связаны обе картины, вышедшие в алматинский прокат этой весной. В драме «Омир-ай» Орынбаев выступил в качестве режиссера-постановщика, сценариста и актера, а в комедии «Потому что шымкентский» сыграл главную роль. Несмотря на то, что картины по содержанию и жанру отличаются друг от друга, оба проекта преследуют одинаковые цели: рассказать о жизненных трудностях южан в мегаполисе, призвать к толерантности по отношению к провинциальной молодежи и разрушить стереотип о шымкентцах. Ни одна из поставленных задач не достигается по одной простой причине: создатели картин не учитывают разницу в ментальности алматинцев и шымкентцев.

Для зрителя не из ЮКО показанные на экраны проблемы кажутся надуманными, абсурдными и непонятными, а герои картин не разрушают стереотип о шымкентских, а только усиливают его. Судите сами: картина «Омир-ай» рассказывает о четырех молодых дегенератах, которые переехав в Алматы, пробивают себе дорогу всеми возможными способами, ни один из которых нельзя назвать цивилизованным или законным. Один из героев сразу подается в бандитизм, трое других обманным путем лишают работы честных тружеников кафе и встают на их место. Здравомыслящий зритель просто не может сопереживать подобным героям – аферистам, бандитам, приспособленцам и откровенным подонкам, не думающим ни о чем, кроме собственного комфорта.

Комедия «Потому что шымкентский» в этом отношение немного выигрывает. В центре сюжета молодой архитектор, мечтающий о карьерном росте и счастливом браке с алматинской девушкой. Однако стереотип усиливается благодаря другу главного героя, который по сути ничем не отличается от героев фильма «Омир-ай». Все те же методы, но поданные в комичном ключе, в очередной раз доносят до зрителя центральную мысль, что шымкентцы решают все проблемы хитростью и обманом.

Финал картины в очередной раз докажет нам, что человека из Шымкента вытащить можно, но Шымкент из человека не вытащить никогда.

О таких вещах, как режиссура, сценарий, актерская игра и техническое исполнение обеих картин, говорить не приходится вовсе. Это провинциальное от первой до последней секунды кино, в котором посыл и ментальный месседж важнее, чем кинематографическая составляющая. К слову, от узбекского кинематографа шымкентское кино унаследовало тягу к заполнению сюжета музыкальными номерами в исполнении звезд той-бизнеса. Маркетинговое решение гениально на самом деле. Звезда аульных тоев привлекает внимание зрителя к кино, кино в свою очередь создает дополнительный промоушн звезде. Именно поэтому на постере к фильму «Омир-ай» изображены пять человек, которые не являются главными героями фильма. Плевать на логику, зато фанатки Капкарашки пойдут смотреть фильм, где ему отведено ровно две минуты экранного времени.

В конечном итоге мы видим, что шымкентские режиссеры не перестали снимать кино исключительно для шымкентского зрителя. Теперь они просто снимают кино для шымкентцев, переехавших в Алматы. Стереотип, который, к слову, был создан и культивирован самими шымкентцами в кино, театре и музыке не просто не был разрушен, а постепенно перешел в ту стадию, когда он преподносится как национальное достояние. Выходцы из ЮКО – это уже не просто приспособленцы, добивающиеся всего хитростью, это потомки легендарного Алдара Косе. Вот только Алдар Косе боролся с несправедливостью ради бедных жителей аулов, а герои шымкентского кино борются исключительно за собственное благосостояние. Видимо, влияние времени. Романтизированные бандиты из российских сериалов начала 2000-х подарили подобным персонажам железобетонный аргумент «Не мы такие, жизнь такая» и герои «Омир-ай» и «Потому что шымкентский» живут в реальной жизни, выбрав его для себя жизненным кредо.

Избавиться от стереотипа можно достаточно просто. Надо перестать выставлять выходцев из ЮКО инопланетянами, которые не понимают, как живут казахстанцы в других регионах. В конце концов, Шымкент уже одними темпами кинопроизводства доказывает, что культура в регионе процветает и готова выйти за пределы области, ей просто нужно органично соседствовать и сливаться с культурами других регионов.

 

Карим Кадырбаев



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!