"Кенже": трилогия по нисходящей

Фотография - "Кенже": трилогия по нисходящей

Фильмом «Кенже» завершилась безымянная трилогия Ермека Турсунова, в которую также входят картины «Келiн» и «Шал».

3451 0

На этой неделе фильмом «Кенже» завершилась безымянная трилогия Ермека Турсунова, в которую также входят картины «Келiн» и «Шал».

Казахстанское общество явно поспешило воздвигнуть бронзовый памятник режиссеру и объявить его «Мессией казахстанского кинематографа» сразу после выхода фильма «Келiн». Каждая последующая часть трилогии оказывалась на голову ниже предыдущей. В своеобразной «партизанской» войне с политикой «Казахфильма» Турсунов сам не заметил, как стал ее частью. Если «Келiн» был фильмом режиссера Турсунова, а «Шал» фильмом актера Тогузакова, то «Кенже» полноправно можно назвать фильмом киностудии «Казахфильм».

В центре сюжета история двух братьев, осиротевших в юном возрасте. Повзрослев, герои становятся киллерами. Однако, в определенный момент, младший брат, у которого подрастает сын, решает уйти из профессии…

Вопреки замыслу Турсунова, «Кенже» в сочетании с «Шалом» и «Келiн» превратился не в трилогию, а в весьма замысловатую мозаику, которую как ни собирай, всегда остаются лишние детали. Пытаясь подогнать заключительную часть под общую медитативность и притчевость первых двух фильмов, Турсунов поставил себя в тупик. Режиссер очень хотел заговорить с нынешней молодежью на одном языке и напичкал фильм экшном под завязку, при этом выпустив из внимания то, что современный зритель не привык к затянутым экспозициям и длинным планам. «Кенже» - с натяжкой можно назвать попыткой создать казахский «Драйв», но, увы, без всех тех по-настоящему «вкусных» фишек, которые были у Рефна. Вместо них, картина под завязку наполнена «казахфильмовскими» штампами.

Единственное, что действительно удалось удачно перенять из «Драйва», так это образ главного героя. Восходящая звезда казахстанского кино Жандос Айбасов фактически вытягивает на себе большинство провальных моментов в картине. Актеру удалось создать интересный драматический образ наемного убийцы, раздираемого внутренними демонами. И единственное, за что можно поблагодарить Турсунова, так это за создание нового и глубокого образа в отечественном кино.

Весь остальной актерский состав вызывает много вопросов. Игру российских актеров Михаила Хмурова и Ольги Зайцевой едва ли можно назвать выдающейся и ничего такого, чего бы ни потянули казахстанские актеры, они не изображают. То же самое можно сказать и о тувинском актере Эдуарде Ондаре, создавшем достаточно банальный и ничем особенно не выделяющийся образ типичного злодея.

Как уже было сказано в начале, «Кенже» - это уже не режиссерское и не актерское кино, это кино «казахфильмовское». Большую часть того, что показывают в «Кенже» мы уже видели в других боевиках от государственной киностудии. Так, например, сцены погони по улицам Бангкока уже были в «Кто вы, господин Ка?» и «Заговоре Оберона», разговаривающий на казахском языке русский дедушка из аула был представлен в патриотической агитке «Дорога домой» двумя неделями ранее. Еще один излюбленный штамп «Казахфильма»  - злодей, играющий в гольф. Эта фишка была явно подсмотрена в гангстерских боевиках середины 90-х и уже была использована в фильмах «Виртуальная любовь» и «Мой грешный ангел». Стоит ли упоминать о бесконечно длинных планах степи и летающих беркутах в бескрайнем казахском небе, которые наряду с видами Астаны появляются в каждом втором отечественном фильме?

Вопреки всему вышесказанному, на «Кенже» зритель наверняка пойдет. И будет искать в нем глубинные смыслы и, скорее всего, даже их найдет. И оправдает режиссера за фирменное казахфильмовское расточительство на заграничные поездки (фильм снимался в Таиланде и Испании), без которых сюжетная линия и художественная составляющая, в общем-то, никак не пострадала бы. Потому, что Турсунов в сознании казахстанского зрителя – не режиссер, а бронзовый памятник. Лишь немногие заметят, что краска с памятника уже давно облупилась и валяется под его ногами окаменевшим мусором.

Карим Кадырбаев


Теги:

Кадарбаев

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!