"Аманат": от идеи к идеологии

Фотография - "Аманат": от идеи к идеологии

Фильм Нарымбетова "Аманат" выйдет в казахстанский прокат осенью.

4635 0

В современном казахстанском кино не так много байопиков (если не считать главного фильма-биографии в отечественном кинематографе), чтобы можно было позволить себе обходить вниманием только что снятые. Осенью в республиканский прокат выйдет фильм Сатыбалды Нарымбетова "Аманат", посвященный историку Ермухану Бекмаханову. Ко дню памяти жертв политических репрессий спецпоказы ленты прошли в Алматы и Астане.

Вдова Бекмаханова Халима Бекмухамедова после алматинского показа "Аманат" похвалила – в первую очередь, за соблюдение исторической правды. И сама в выступлении добавила несколько интересных штрихов к портрету героя: будь они включены в фильм – "Аманат" смотрелся бы куда динамичнее и живее.

"Аманат" состоит из трех повествовательных пластов – середина XIX века, 40-50-годы прошлого столетия и конец 60-х. В каждом из времен свой главный герой – хан Кенесары, историк Ермухан Бекмаханов и начинающий публицист Рамазан. И у всех этих трех персонажей есть общая черта: они картинно, тотально правые, положительные, готовые на любые жертвы ради истины и справедливости.

Понятно, что цель реабилитировать личность Бекмаханова не только политическими, но и художественными средствами была одной из основных у создателя "Аманата". Но документальная манера повествования, помноженная на стремление нарисовать романтического героя, сделала кино утомительным. Это же касается и персонажей из параллельных историй – если они положительные, то прямо белоснежные, если отрицательные – то тоже радикально, до отвратительности. В итоге зрителю, лишая его полутонов, почти насильно отказывают в возможности сопереживать персонажам.

Диалоги – главная слабость отечественного кино – и в "Аманате" не стали сильной стороной. И это несмотря на то, что все актеры со своей задачей по большому счету справляются. Санжар Мадиев, героя которого, хана Кенесары, хоть и называют в фильме степным головорезом, грациозно демонстрирует и мимикой, и осанкой, что его персонаж все-таки ак суйек. Говорит Кенесары при этом абсолютными штампами, но несет себя достойно. Исполнитель роли Ермухана Бекмаханова Берик Айтжанов, актер с самой, пожалуй, чистой репутацией, воплощает такого же незапятнанного героя. Ему в противовес – офицер КГБ в исполнении Азиза Бейшеналиева, настоящий демон со своеобразным чувством юмора, к которому, тем не менее, совершенно невозможно проникнуться симпатией, настолько абсолютное зло сделал из него постановщик.

Хорошо смотрится и Карлыгаш Мухамеджанова в роли Халимы Бекмухамедовой, и Азат Нуртаев в роли Рамазана Думана. А вот на актеров второго плана и эпизодников картонные реплики влияют сильнее, поэтому некоторые сцены выглядят откровенно испорченными именно за счет диалогов.

Так, сцена с обсуждением работы Бекмаханова о Кенесары на ученом совете (как рассказывает Сатыбалды Нарымбетов, после прочтения стенограммы обсуждения ему и пришла идея снять "Аманат"), с технической точки зрения создана безупречно – она, безусловно, лучшая в фильме. И художник, и оператор, и режиссер монтажа добились вместе запоминающейся картинки, вобравшей в себя документальность хроники и ритмичность, почти музыкальность жанрового кино. Одно но: актеры с их репликами. Не было в них ни документальной четкости, ни жанровой выразительности.

В целом же, что касается технической части, то "Аманат" выглядит крепко и достойно, что, впрочем, для продукции "Казахфильма" в последние годы скорее правило, чем исключение. Правилом также выглядит и стремление к нравоучительности, которую, однако, как обычно преподносят точно в лоб. Поэтому смотреть "Аманат" - все равно что читать научное историческое исследование. Оно может быть сколь угодно приятным языком написано, но плакать или смеяться от сопереживания, наверное, не заставит.

И вряд ли у Сатыбалды Нармбетова главной идеей было сделать картонных героев. Просто раз за разом на съемках дотационного кино в Казахстане случается нечто, из-за чего идея подменяется идеологией, и мы имеем такое кино, которое заслужили. Но продолжаем его любить.  

 

Ольга Малышева


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!