Полуторапартийная система в Казахстане

Фотография - Полуторапартийная система в Казахстане

В апреле 2015 года в Казахстане состоялись досрочные выборы Президента страны. Как и ожидалось, выборы закончились сокрушительной победой действующего Главы государства

2633 0

В апреле 2015 года в Казахстане состоялись досрочные выборы Президента страны. Как и ожидалось, выборы закончились сокрушительной победой действующего Главы государства, что было встречено как внутренними, так и внешними комментаторами либо с искренней радостью, либо с молчаливым пониманием неизбежности и, самое главное, необходимости происшедшего.

Итоги выборов убедительно показали, что политическая культура казахстанцев выросла, и их доверие проводимому курсу развития страны под руководством Лидера Нации Нурсултана Назарбаева за прошедшие годы лишь укрепилось.

Многие люди, простые граждане приводили с собой на избирательные участки маленьких детей – живой символ будущего, и именно им давали опустить бюллетень в урну. Выстаивали длинные очереди и поднимали скандал, если бюллетеней не хватало на всех – явка избирателей в этот раз превзошла все ожидания.

В следующем, 2016 году в Казахстане ожидаются парламентские выборы, на которые также возлагаются немалые ожидания: есть основания полагать, что будущие выборы в Парламент станут началом эволюции партийной системы страны, или формирования новой парламентско-партийной системы. Это, очевидно, будет иметь судьбоносное значение для дальнейшего развития Казахстана, его государственного устройства.

Только что озвученная инициатива Президента о передаче части своих полномочий Правительству и Парламенту стала первым знаковым шагом на этом пути.

С одной стороны, по логике вещей, это означает необходимость определенных изменений на партийном поле Казахстана – с тем чтобы активизировать работу Парламента в новых условиях, дополнительно повысить его роль – для того, чтобы де-факто сложившаяся в нашей стране "полуторапартийная" система наконец-то зажила самостоятельно, без постоянного стимулирования со стороны государства, и дала в итоге те же результаты, которых в свое время добились Япония, Сингапур, Малайзия, Мексика (кстати, на Мексике мы еще остановимся ниже).

Однако, с другой стороны, не менее очевидно, что речь не должна идти о революционных переменах, о каком-либо радикальном сломе сложившегося статус-кво. Иначе говоря, нам необходимо сохранить сформировавшуюся конструкцию в целом, однако внести в ее жизнь элемент реальной конкуренции, честной борьбы.

Можно сказать, что партия "Нұр Отан" в определенной степени выполнила свою историческую миссию – прежде всего, сумела реально консолидировать казахстанское общество. Однако доминирующей партии необходимо и далее кристаллизоваться в качество ведущей политической силы, чтобы эффективно и своевременно ответить на новые вызовы и угрозы.

Поскольку потенциальные угрозы носят в основном внешний характер, сосредоточимся на вызовах. Кстати, к слову: "вызов" - это совсем не обязательно "плохо". В случае успешного ответа на вызов он становится новой ступенью в развитии общества и государства. Но в противном случае может превратиться в угрозу.

Так вот, один из современных внутренних вызовов для Казахстана – это нерешенность проблем среднего класса, из которых главная – это отсутствие у него канала для легального артикулирования своих социальных запросов, реального доступа к управлению процессами, происходящими в стране.

Средний класс, как известно, является основной социальной базой стабильного социально-экономического развития. В Казахстане этот слой пока еще довольно тонок, и не случайно именно его наращивание, целенаправленное укрепление обозначено как одна из стратегических целей в инаугурационной речи Елбасы.

Тот факт, что непредставленность среднего класса на политическом поле потенциально несет в себе угрозу для стабильности в обществе, сегодня вряд ли нуждается в доказательстве. Достаточно вспомнить, что представители именно этого социального слоя, неудовлетворенные своим положением в рамках действующей политической системы, становились двигателем разного рода "разноцветных" революций и "весенних" обострений, причем с самыми трагическими последствиями для соответствующих стран.

Отсюда сама собой напрашивается мысль о необходимости появления своего рода "партии среднего класса" на внутриказахстанской политической арене.

По отношению к доминирующей партии это был бы идеальный "спарринг-партнер",  вполне достойный конкурент – в профессиональном, а не политическом смысле слова. То есть конкурент, хотя и не претендующий на реальную борьбу за власть и победу на выборах, но при этом способный на обсуждение или даже инициирование законопроектов, на конструктивную критику, не дающий "расслабиться" и предаться самоуспокоению. 

В идеологическом плане представляется наиболее целесообразным, чтобы партия среднего класса – опять же, как партия стабильности, - придерживалась умеренного консерватизма, поднимая на щит традиционные ценности:

- семья;

- патриотизм;

- историческое наследие и традиции народов Казахстана.

Эта партия будет такой же, как и сам средний класс в Казахстане – немногочисленный пока, но уже активный и целеустремленный.

Ну а что касается самой "Нұр Отан" - это уже совершенно зрелая партия, уверенная в своих силах и накопившая политический опыт, вполне достаточный чтобы впредь принять любой вызов.

На сегодняшний день совершенно очевидно, что за прошедшие 16 лет отношение населения к "Нұр Отану" изменилось однозначно в лучшую сторону. Партия смогла выступить реально консолидирующим инструментом для всего общества. Сегодня многие люди искренне гордятся тем, что являются членами этой партии. Следует отдельно подчеркнуть, что "Нұр Отан" смогла завоевать в том числе симпатии казахской интеллигенции, что весьма важно для нее.

Так что если кому-то по-прежнему хочется проводить аналогии с КПСС – что ж… и у КПСС есть чему поучиться, если уж на то пошло.

Но вернемся к политическому раскладу в современном Казахстане.

Если рассмотреть общую картину на внутриполитическом поле Казахстана, как известно, на сегодняшний день у нас сложилась комбинация из трех партий: центристская партия "Нұр Отан"; "Ак жол" как "умеренные правые" и КНПК как "левая" партия.

Последние две партии представляют противоположные точки политического спектра – но, надо признать, представляют далеко не лучшим образом.

КНПК продолжает откровенно эксплуатировать ностальгию по Советскому Союзу, а также коммунистическую идеологию, которая уже просто непонятна для нынешней молодежи, а кроме того, вызывает оскомину у значительной части казахскоязычного населения – причем даже без различия в возрасте.

В итоге получается, что, по большей части, аудитория этой партии представлена пенсионерами из нетитульных этнических групп – вряд ли этого хотели лидеры партии, но в итоге объективно так получилось.

"Ак жол" декларирует себя как правая партия, продолжатель традиций алашординцев, что, хотя и импонирует (до определенной степени) некоторой части казахского населения, но у знающих людей вызывает, как минимум, недоумение. Она же старается позиционировать себя как защитника интересов предпринимательства.

Но лучше было бы не комбинировать одно с другим. При этом совершенно случайное совпадение названия партии с боевым кличем одной из крупнейших родоплеменных групп также невольно застревает в подсознании, искажая имидж партии и создавая ненужные ассоциативные ряды.

Таким образом, выходит, что малые партии в полуторапартийной системе Казахстана формально как бы представляют правый и левый блок, но при этом довольно заметно ориентированы на этнические группы.

Как естественное следствие, эти партии в целом малоэффективно проводят свою работу по представительству социально-политических интересов, не охваченных доминирующей партией, а также по созданию каналов связи между государством и обществом.

Это, в свою очередь, означает то самое, о чем шла речь выше – необходимость серьезного переформатирования малых партий в условиях новых социально-политических реалий.

В частности, упомянутая выше партия среднего класса должна если не заменить собой уже существующие малые партии, то, как минимум, дополнить собой уже имеющийся партийный ландшафт, став наиболее влиятельной среди малых партий.

Представляется, что только в этом случае полуторапартийная система в Казахстане заработает по-настоящему эффективно.

Что касается дальнейшего развития самой "Нұр Отан" как партии власти, представляется желательным учесть пять основных факторов исторического опыта Институционно-Революционной Партии в уже упомянутой Мексике, а именно:

- государственнический патриотизм – как идеологическая основа государства и партии власти;

- повышение роли партии как инструмента контроля над регионами со стороны центра;

- предотвращение полного сращивания партии власти с органами исполнительной власти, иначе говоря, превращения в аналог КПСС;

- наконец, создание механизмов преемничества, позволяющих партии быть все-таки партией ИДЕИ, а не партией личности – самостоятельной силой, выполняющей важную общественную функцию.

В итоге новая политическая конструкция призвана ускорить и экономическую модернизацию страны, которая позволит Казахстану осуществить в сжатые сроки программу ускоренной экономической модернизации, закрепленной в Стратегии "Казахстан-2050", в частности, преодолеть сырьевую зависимость – одно с другим неразрывно связано.

Однако более радикальные изменения в политической системе нам не нужны. Задержки в принятии решений и компромиссы на стадии рассмотрения ключевых из них, не говоря уже о дополнительных рисках, связанных с полиэтничным и поликонфессиональным составом казахстанского общества – все эти риски, связанные с многопартийностью, могут сыграть для нас роковую роль.

Бесспорным фактом является то, что исторические прорывы и экономические успехи развитых стран были достигнуты именно в те периоды, когда у руля стояла одна доминантная партия.

В заключение хотелось бы привести две цитаты:

"Мы не будем экспериментировать на собственном народе только ради того, чтобы нам аплодировали за демократический опыт другие страны" - это Нурсултан Назарбаев, 2002 год.

"Стабильность не приходит … сама по себе. Мы необычайно уязвимы. Если наш баланс стабильности и безопасности нарушится, то вряд ли он когда-нибудь будет восстановлен" - это великий Ли Куан Ю о своем Сингапуре. Но словно о нас сказано…

Казахстан, успешно укрепивший свою государственность за годы независимости, на сегодняшний день имеет все предпосылки для осуществления "Пяти институциональных реформ", объявленных Главой государства.

И предстоящие парламентские выборы станут важным шагом к достижению намеченных целей.

Ключ к успеху – в нашем единстве и в опоре на разум.

 

Автор: политолог Козырев Тимур

 


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!