Одной рекламой сыт не будешь. Что тормозит туристические потоки в Казахстан

Туризм
7906
Экспертное мнение о проблемах развития отрасли.

Станет ли Казахстан туристической страной, когда же поток туристов хлынет в наши края, чем мы привлекаем путешественников и что, или кто, тормозит развитие отрасли? Об этом корреспондент Today.kz поговорил с Евразийским комиссаром по устойчивому развитию туризма Людмилой Кузнецовой.

Казахстан всерьез задумался о развитии своего туристического потенциала. Планы у властей на эту отрасль не менее грандиозны, чем проекты в энергетике, транспорте или сельском хозяйстве. Более года назад в стране создана нацкомпания Kazakh Tourism, в задачи которой входит в том числе привлечение инвестиций в отрасль, проводятся международные форумы, приглашают экспертов. Ролики о красотах нашего края сняты одними из лучших компаний в мире и транслируются на ведущих телеканалах. Но в то же время паломничества мы пока не наблюдаем. 

– Людмила, в чем проблема? 

– Территория Казахстана уникальна, у нас множество красивых мест, подаренных природой. Ресурсы вполне могут удовлетворить потребности и отечественных, и иностранных туристов. Мы о них рассказываем везде. Сняты несколько дорогостоящих рекламных роликов. Вот идет девушка по поющим барханам, перешли плавно на Чарын – дух захватывает... Деньги вложили, ролики показали, места действительно красивые, народ сюда приезжает, и что он видит? 

– Что?

– Инфраструктуры-то нет. Ни поесть, ни в туалет сходить, ни нормально доехать, ни разнообразно провести время, ни предложений "а что же я еще могу". 

Недостаточно только вложить деньги в рекламу достопримечательностей. Необходимо, чтобы туристская инфраструктура на местах соответствовала, а лучше превосходила ожидания посетителей. Гость запомнит место отдыха, только если оно превысило его ожидания 

Если человек едет издалека, он должен понимать, что его ожидает с точки зрения сервиса, безопасности, сколько времени он может провести в конкретном месте, чем он его займет, что узнает, какой драйв получит. И наша задача создать условия для отдыха и развлечений, предложить как можно больше качественных и разнообразных услуг. Тогда турист будет тратить деньги в нашей стране, заставляя крутиться быстрее колесо экономики, создавая рабочие места для граждан. 

Приехал, например, гость на Кольсайские озера. Замечательная природа, но нет элементарных удобств. Местные жители кормят туристов, готовят они вкусно, очень гостеприимные, хорошие люди. Но у них нет воды. Однако кроме того, что ты прекрасно готовишь, нужно же обеспечить и безопасность во всех отношениях. И так во многих отдаленных от больших городов населенных пунктах. Мы не говорим про золотые унитазы. Отсутствие туристской инфраструктуры и сдерживает поток туристов в страну.  

Фото -

– Кто, по-вашему, должен организовать эти условия: государство или бизнес?

– Необходим комплексный подход. Каждая потенциальная туристская территория должна иметь стратегию развития, где и будет определена зона ответственности: что делает государство, а что бизнес. За государством, как правило, строительство инженерно-транспортной инфраструктуры, организация разработки концепции и стратегии развития территорий. Куда дорогу привести, какую, сколько их нужно. Электричество. Какая там нагрузка должна быть. Один киловатт необходим или 250. Аким должен знать, что у него на этой территории предполагается.  

А бизнес занимается туристской составляющей, созданием эмоционального мастер-плана. И не надо ожидать, что гость сам все увидит. Ему нужно показывать и рассказывать историю через объекты, маршруты, турпакеты. 

И еще один момент: следует учитывать, что на этих территориях живут и работают люди, это комплекс взаимоотношений, который сложился вне рамок развития туризма. Поэтому к этим населенным пунктам необходимо пересмотреть отношение государства, обратить особое внимание на их инфраструктуру. 

– Кстати о дорогах. Недавно на правительственном часе Азат Перуашев вступился за предпринимателей придорожного сервиса, теряющих бизнес из-за обхода их населенных пунктов новыми автострадами. С одной стороны это безопасность, а с другой – люди, которые держали кафе, АЗС, торговали медом, рыбой, фруктами, остались без единственного заработка.

– Эти вопросы тоже необходимо решать. Но не совсем правильно говорить про одного-двух человек, которые не смогут что-то продать, и абсолютно не думать о здоровье и рисках остальных.  

Мы работали со Всемирным банком на транспортном коридоре Западная Европа – Западный Китай, делали план и политику переселения. Тоже рассматривали вопрос, что же делать с людьми, которые на этой дороге продают мед, кумыс, фрукты, овощи. Как не оставить их без заработка? 

Фото -

Во-первых, для этого необходимо обустраивать специально отведенные благоустроенные места, съезд какой-то. Это должно быть безопасно и для торговцев, и для тех, кто держит путь. Во-вторых, необходимо рассматривать и вопрос санитарно-эпидемиологической безопасности продуктов, продающихся у дороги туристам. 

– В ваших словах есть соль. Получается, нужно масштабное планирование.

– Конечно. Министерством культуры и спорта разрабатывается госпрограмма развития туризма, совершенствуется законодательство. Каждая потенциальная туристская территория тоже должна иметь свою стратегию развития и стремиться стать лучшим предложением. Среднее уже больше не работает.

Не обязательно сразу закладывать большой бюджет. Надо создать систему, заставить ее работать, а затем уже совершенствовать 

Например, в Алматинской области рядом с Чарыном есть ясеневая роща, недалеко – горячие источники и другие интересные объекты. Естественно, что многие туристы захотят их увидеть. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Рассмотреть весь потенциал территории в комплексе, чтобы запланировать нужную инфраструктуру. 

Необходимо понимать, сколько людей сюда приедет, как их организовать, разместить, как местное население подключить так, чтобы оно работало и все это было в рамках закона. Нужны ли гостиницы, или гостевые дома. Жителей обучить, как гостей встречать, что у них должно быть, какие стандарты обслуживания нужно обеспечить. 

– Поговорим о приеме гостей и кадрах. Какие специалисты требуются Казахстану? Может, кто-то из наших читателей задумается о получении такого образования накануне вступительных экзаменов в вузы. 

– В Казахстане есть несколько университетов, выпускающих студентов по специальности "туризм". Но мой опыт работы показывает, что их программы нужно проанализировать и пересмотреть с учетом новых требований и целей. Потому что вузы готовят специалистов для локальных туристических объектов. А вот людей, способных управлять, правильно выстроить организационную модель туристских территорий, стране не хватает. И должны даваться знания для разработки концепций развития каждого комплекса. Куда мы идем, что в результате должны получить, какие источники финансирования задействовать.

– Давайте разберем на примере.

– В Алматинской области начали разрабатывать горный кластер от Каскелена до Тургеня. Никакой инфраструктуры в горах нет. Значит ее нужно создавать. Цифра, которая озвучена, – около миллиарда долларов. Давайте представим, что государство нашло деньги и начало развивать этот кластер. На это потребуется много времени. 

Может быть, в первую очередь следовало бы обустроить уже обжитые туристами территории. Тот же Капчагай, где абсолютно хаотичная застройка, Чарын, Кольсайские озера. Это места, куда люди все равно уже едут. Они узнаваемы. Их надо сейчас поднять, потому что в первую очередь они дадут рабочие места и параллельно заставят экономику на местах работать. Но для этого необходимо иметь концепцию развития не отдельных объектов, а территорий. Чтобы не получилось: реклама есть, а стратегии развития туристских территорий нет.

Фото -

– Почему тогда не создаются эти концепции?                 

– Проблема в том, что нет комплексного подхода. У Kazakh Tourism свое видение, у турагентов, туроператоров и управлений туризма – свои. Управления на местах получили мастер-планы. В них, как в энциклопедии, описаны объекты, которые есть в регионе, красивые места. Но люди не понимают, что с этим делать. И это большая проблема. Реклама есть, а стратегии развития, концепции нет.

Я не говорю, что не надо снимать ролики и рекламировать страну. Но нужны приоритеты. Ведь сарафанное радио благодаря Интернету работает быстрее, чем реклама. Мы красоту-то показываем, а реальная ситуация совершенно другая.

– Получается, деньги будут потрачены, а системно ничего не решится?

– Может быть и так. В горный кластер миллиард загоним, и будем ждать, а когда же он окупится. А даст отдачу он не раньше, чем лет через 10-15. Им надо заниматься. Но необходимо сейчас поддержать то, что уже есть. А есть очень многое. Нет системности, каждый делает так, насколько он понимает. А так быть не должно.

– Kazakh Tourism или министерство культуры и спорта, кто должен эту систему разработать?

– Правительство в лице министерства культуры и спорта совместно с акиматами.

– Что вы им предлагаете?     

– На базе Алматинской области создать один такой туристско-территориальный комплекс, рассмотреть его как пилотный проект, базу, на которой можно будет учиться, отработать организационную модель, разработать нормативную базу, стандарты, понять ошибки и потом распространить на весь Казахстан с учетом местных особенностей.

Для разработки пилот-проекта можем пригласить лучших зарубежных специалистов в области устойчивого развития туризма и, что важно, имеющих опыт эксплуатации успешных туристских комплексов.

– Ваши предложения находят поддержку?

– Мы готовим предложение в Министерство культуры и спорта РК. Считаем, что для достижения устойчивого развития туризма необходим мощный, объединяющий все заинтересованные стороны административный ресурс, который возьмет на себя ответственность за комплексный подход к развитию не просто туробъектов, но и территорий, на которых они находятся. Это и называется туристско-территориальный комплекс. Комплекс общих интересов министерств и ведомств, местных исполнительных органов, населения и туристов, которых мы ожидаем.

– Так станет ли Казахстан туристской страной?

– Если объединим усилия, то, несомненно, станет. 

– Спасибо за беседу.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ bodies[news_open].title }}

{{ bodies[news_open].rubric }}
{{ bodies[news_open].views_count }}
{{ bodies[news_open].preview }}
Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?
34 %

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

13 %

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

5 %

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

20 %

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

28 %

Оставлю свой вариант в комментариях

Комментарии

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить

{{ comment.comment_author }}

{{comment.datetime}}

{{comment.text}} Ответить