Размышления о стабильности национальных экономик стран СНГ

Фотография - Размышления о стабильности национальных экономик стран СНГ

Опубликованный 9 июня этого года доклад экспертов Экономического и социального совета ООН «Экономическая ситуация в 2008-2009 годах в регионе Европейской экономической комиссии: Европа, Северная Америка и Содружество Независимых Государств» изучается и обсуждается экономическими специалистами всего мира, в т.ч. российскими. Однако в Казахстане опубликование доклада отмечено только сообщениями информационных агентств.

95 0

Опубликованный 9 июня этого года доклад экспертов Экономического и социального совета ООН «Экономическая ситуация в 2008-2009 годах в регионе Европейской экономической комиссии: Европа, Северная Америка и Содружество Независимых Государств» изучается и обсуждается экономическими специалистами всего мира, в т.ч. российскими. Однако в Казахстане опубликование доклада отмечено только сообщениями информационных агентств.

В докладе содержатся выводы, которые объясняют процессы, происходящие в странах с развитой и развивающейся экономикой в период кризиса, а также сценарии возможного посткризисного развития, что не менее важно.

Естественно, в той части доклада, которая касается стран СНГ, рассматривается ситуация только в Российской Федерации. Остальные страны СНГ упоминаются лишь парой строк. Это справедливо в том отношении, что Россия объективно является наиболее сильным в экономическом и, что не менее важно, политическом отношении государством СНГ (как, впрочем, и мира в целом), поэтому оценка ситуации в этой стране с определенными допущениями будет справедлива для всех стран Содружества.

В этой связи прогноз темпов роста в Содружестве Независимых Государств в 2009 году на уровне –5,1 процента, а реального роста ВВП Российской Федерации с 8,1 процента в 2007 году до –6 процентов в 2009 году представляет собой, как сказано в докладе, «самый крутой «поворот фортуны». При этом, учитывая достаточно приличный рост в 2008 году, реальные доходы в странах с переходной экономикой, к которым эксперты ООН относят страны СНГ, в 2009 году будут ниже показателей 20-летней давности, т.е. 1989 года.

Эти выводы специалистов Экономического и социального Совета ООН (ЭКОСОС), несмотря на прогнозы казахстанских экспертов о наметившихся положительных тенденциях в экономике республики, наводят на размышления.

Столь резкое снижение ВВП России и других стран СНГ, несмотря на относительно небольшое число «токсичных» активов в сравнении с развитыми странами мира, может свидетельствовать о весьма специфическом состоянии экономик стран Содружества.

Показатель безработицы в России вырос до 8,5 процента в феврале 2009 года, что является самым высоким показателем с марта 2004 года; при этом ожидается, что к концу 2009 года показатель безработицы вырастет до 12 процентов. В Казахстане благодаря принимаемым государством мерам по сохранению занятости и реализуемому во всех регионах страны проекту «Дорожная карта» безработица остановилась на уровне 7,4 процентов. Но в связи с не совсем корректным планированием результаты реализации этого плана могут изменить уровень занятости как в сторону уменьшения, так и увеличения.

Столь резкий экономический спад, как отмечено в докладе, объясняется в первую очередь крайне резким сокращением экспортных поступлений и потерей доступа частного сектора стран к мировым рынкам капитала. Поскольку основная доля внешних заимствований экономик стран СНГ приходится на частные банки и корпорации. Внешний долг собственно государств относительно невелик. Этим обусловлена реализация пакета государственных мер поддержки частного сектора во избежание кризиса национальных экономик. Масштабность таких пакетов господдержки и объясняет изменение параметров бюджета правительств, например, Российской Федерации с профицита в 4,1 процента в 2008 году до ожидаемого дефицита в 8,5 процентов в 2009 году. Для России такое изменение параметров бюджета объясняется также оказанием финансовой поддержки соседним странам, несмотря на собственное серьезное экономическое положение.

В Казахстане пошли по пути беспрецедентного сокращения финансирования программ развития и текущих государственных программ (за исключением социальных) с целью удержания дефицита государственного бюджета в пределах 2 процентов от ВВП в соответствии с требованиями Международного Валютного Фонда. Пакет мер государственной поддержки экономики выразился в выделении средств из Национального фонда конкретным отраслям: банковскому сектору, стройиндустрии, агропромышленному комплексу, а также на кредитование малого и среднего бизнеса и рефинансирование ипотеки.

Пакеты мер финансового стимулирования в Северной Америке и Европе предусматривали увеличение спроса, с одной стороны, и сокращение налогов — с другой. Об эффективности государственных мер поддержки экономики в странах СНГ, в частности, в Казахстане, пока говорить рано, но стимулирования потребительского спроса не получилось. Об этом свидетельствует снижение Нацбанком Казахстана прогноза годовой инфляции с 11 до 9 процентов и снижение ставки рефинансирования до 8,5 процентов. Если в результате реализации мер поддержки экономики не произойдет роста потребительского спроса, то следствием этого будет дальнейшее снижение темпов роста экономики и сокращению производства товаров и услуг. В свою очередь, это приведет к увеличению числа безработных и дальнейшему снижению потребительского спроса. И так далее по кругу.

В конечном итоге это может привести к дефляции. Экономику, вступившую в период дефляции, вывести из кризиса и настроить на рост значительно сложнее.

В докладе также затронут один из аспектов посткризисного развития. Как сказано в докладе, после того как нынешний кризис и рецессия будут преодолены, необходимо будет в оперативном порядке применить любые меры стимулирования в целях избежания роста инфляции и ограничения чрезмерного роста государственной задолженности. Это необходимо будет сделать в точно определенный момент. В противном случае при преждевременном ужесточении макроэкономических требований экономика страны может быть отброшена опять в состояние рецессии, как это произошло в период «Великой депрессии» в 30-х годах 20-го века.

Создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, совместное вступление в ВТО – это попытки более масштабного регионального сотрудничества и координации в рамках борьбы с мировым финансовым кризисом.

Однако стабильность национальных экономик будет в большей степени зависеть от мер, принимаемых правительствами стран СНГ для поддержки собственной экономики каждой страны в отдельности. Национальные интересы все же должны возобладать над геополитикой.


Анна Ковальская

 


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!