Фотографа Ниязова разбирает смех от дилетантов

Фотография - Фотографа Ниязова разбирает смех от дилетантов

Ниязовщина – так в шутку называют направление в фотоискусстве, основанное Едыге Ниязовым.

135 0

Ниязовщина – так в шутку называют направление в фотоискусстве, основанное Едыге Ниязовым.

Павлодарца Ниязова больше знают в Европе, России, чем в Казахстане. Два года назад он воссоздал легендарный павлодарский фотоклуб "Орион". Знаменит клуб был в 1970-1990-е годы не только своими победами, но и тем, что здесь досконально изучали понятие фотографии.

- Едыге Ришатович, что нужно, чтобы стать фотографом?

- Понять, что такое фотография. Например, перед нами два пейзажа. На одном красивое дерево над водой, а на втором - фрагмент стены и асфальт. Для большинства людей более красивой будет первая фотография, но заслуги автора в природной красоте нет. Однако чтобы разглядеть "нечто", увидеть, что на изображении все завязано композиционно, надо быть фотографом. Некоторые думают: вот купил хороший, дорогой фотоаппарат - и ты уже фотограф. Таким людям напомню: между "уметь фотографировать" и "быть фотографом" разница такая же, что и между "уметь писать" и "быть писателем". Сейчас появилось много объявлений в газетах типа "профессиональный фотограф снимает свадьбы". Я вам точно могу заявить, что все они - без году неделя, как приобрели фотоаппарат. Посмотришь на эти работы с профессиональной точки зрения - ну просто смех разбирает.

- Кстати, ваши коллеги-друзья, которые имеют имя, тоже ведь работают на торжествах и корпоративах.

- Да, и я работаю. Время такое... В идеале фотограф должен жить на продаже творческих работ. В Казахстане это недостижимо, а в России таких два-три человека и те, как говорится, "раскрученные". В Москве творческая фотография может стоить на уровне 2-2,5 тысяч долларов. На Западе проводятся аукционы, где фотографии продают за суммы от 50 до 300 тысяч долларов. Знаю, что несколько лет назад за две фотографии ценители отдали по миллиону долларов за каждую. Одна была из 1920-х годов, а другая из 1970-х. Многие не понимают, как можно оценивать фотографию на уровне картины.

- Отдельно хотелось бы поговорить о таком жанре, как портрет. Что самое сложное в его создании?

- Самые лучшие фотографы мира до сих не понимают до конца, как правильно делать портреты. Важно уметь раскрыть героя, у большинства фотографов не получается. Портрет – это не один человек, а двое, то есть тот, кого фотографируют, и тот, кто фотографирует. Есть прекрасные фотохудожники, снимающие пейзажи и натюрморты, но в потрете они не могут достичь мастерства. Отмечу, что с одного щелчка, как в фотосалоне, качественной работы не выйдет. Это получится не художественный портрет, а "фото на память". Опытные фотохудожники снимают 20, 30 или, может, 100 кадров. Когда я сказал об этом одному молодому фотографу, он воскликнул: "Да если бы я тратил на каждого по сотне кадров, то я бы тоже имел успех". Однако надо уметь еще и отобрать самые лучшие кадры. Для этого нужен опыт и, безусловно, талант.

- Как вы оцениваете уровень фотоискусства в нашей республике?

- В Казахстане фотостудии и фотокружки закрылись в 1990-х годах. В России они практически все продолжили работать. У наших соседей есть союзы фотохудожников, дома фотографии. Россияне до сих пор устраивают фестивали детской и молодежной фотографии. В нашей стране ничего этого, к сожалению, нет...



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!