От рассвета до отката …живет казахстанский бизнес

Фотография - От рассвета до отката …живет казахстанский бизнес

Жизнеспособность отечественного бизнеса восхищает. Мало того, что их душат налогами, бьют жупелом «лжепредпринимательства», заваливают нужниками, как например, кассовыми аппаратами, так еще не дают покоя ходоки из различных контрольно-надзорных госорганов. Что интересно, и государство винить не в чем – правительство рапортует о либерализации из года в год Налогового кодекса, увеличении казахстанского содержания в закупах крупных компаний, объявляют моратории и так далее. Но не растет кокос. Так в чем же дело?

257 0

Жизнеспособность отечественного бизнеса восхищает. Мало того, что их душат налогами, бьют жупелом «лжепредпринимательства», заваливают нужниками, как например, кассовыми аппаратами, так еще не дают покоя ходоки из различных контрольно-надзорных госорганов. Что интересно, и государство винить не в чем – правительство рапортует о либерализации из года в год Налогового кодекса, увеличении казахстанского содержания в закупах крупных компаний, объявляют моратории и так далее. Но не растет кокос. Так в чем же дело?

ФАКТ: Правительство одобрило проекты концепции развития казахстанского содержания и закона «О казахстанском содержании». Как заявил вице-премьер Серик Ахметов, целью этих документов является стимулирование производства казахстанскими предприятиями конкурентоспособных товаров, работ и услуг и создание условий для отечественных производителей. Более того, грядет широкое импортозамещение. «Реализация закона и концепции позволит к 2014 году довести казахстанское содержание в закупках компаний до 90% по работам и услугам, до 50% - по товарам», - сообщил министр индустрии и торговли Асет Исекешев. Предполагается, что в парламент данный законопроект поступит до 1 октября 2009 года.

МНЕНИЕ: Олжас Худайбергенов, директор Центра макроэкономических исследований:

Программа роста казахстанского содержания должна реализовываться не только за счет обязаловки – всем нацкомпаниям закупать только местное. Это должно стать некой культурой под лозунгом «Покупай казахстанское!», как это было в США - «Покупай американское». Надо расширять список казахстанских производителей, чтобы по одному товару было несколько поставщиков. Это значит открытие новых производств. За 5 лет можно так нарастить объемы внутреннего производства, что объем импорта у нас очень сильно упадет. Если импорт сейчас составляет 35 млрд долларов, то его реально сократить до 10 млрд долларов. То есть казахстанское содержание может быть на уровне 25 млрд долларов.

ФАКТ: В конце мая было публично объявлено, что госпрограмма по поддержке малого и среднего бизнеса завершена. Предпринимателям через комбанки предоставлено в качестве кредитов 127 млрд тенге (миллиард обещанных додевальвационных долларов). «Программа практически завершена. Все банки второго уровня выполнили свою задачу, все выделенные средства использованы. Отрадно отметить, что эта программа завершена сегодня, на месяц раньше», - заявил на тот момент поводу управляющий директор ФНБ «Самрук Казына» Кайрат Айтекенов. По его информации, в рамках данной госпрограммы 2408 субъектов МСБ получили соответствующие кредитные средства.

МНЕНИЕ: Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК

- Антикризисная программа продекларирована, но каков механизм ее реализации, в первую очередь, как будут распределяться бюджетные, то есть наши с вами средства? Если говорить по Алматы, то почти на 80 процентов бюджет города обеспечивался за счет малого и среднего бизнеса (МСБ). Фактически все бюджетные организации, в том числе наши контрольно-надзорные органы, получают зарплату за счет налогов, которые платят предприниматели. И если сегодня под вывеской помощи бизнесу, а антикризисная программа предполагает помощь МСБ, наши поднаторевшие чиновники будут дальше вымогать у бизнесменов деньги и воровать средства, направленные на развитие МСБ, народ простой не поймет этого.

Все будет зависеть от того, насколько будет выполняться план антикризисной программы. Если будет регулярная отчетность не только перед правительством, но и перед общественностью, то будет достаточно эффективность. Если все будет проводиться закрыто, то эффективности не будет. Госчиновник никогда не поймет интересы бизнеса.

ФАКТ: Вот уже девять месяцев прошло с момента принятия Налогового кодекса. В апреле этого года, как заявил первый зампред комитета по безопасности Госдумы РФ Михаил Гришанков, меры, принятые в Казахстане по снижению налогов на реальный сектор экономики, по созданию возможностей для развития новых производств достаточно эффективны: «На мой взгляд, тот практический опыт, который получен в Казахстане по поддержке МСБ, он просто не обсуждаем. Сегодня Россия только реализует те программы, которые Казахстан начал уже несколько лет назад и получил результаты. Мы говорим много о поддержке малого и среднего бизнеса, но в России очень часто это все переходит в достаточно длительный разговор».

МНЕНИЕ:Виктор Ямбаев, президент Алматинской Ассоциации предпринимателей:

- Рано или поздно должно прийти осознание того, что налог на добавленную стоимость как налог с оборота по определению не может быть ни 14, ни 13, ни даже к нашей радости, 12 процентов. Если это налог с оборота, он должен быть на уровне 5 процентов и не выше. Тогда сразу рухнет коррупционная вертикаль в стране. Потому что именно на НДС держится вся коррупция. Сразу отпадет необходимость напрягать мозги по усовершенствованию закона о лжепредприятиях, потому что их просто не будет.

Когда-нибудь придет осознание того, что от малого и среднего бизнеса не нужно столько денег в бюджет. Их там без того слишком много. А с такими суммами у нас не научились еще обращаться. Доказательство тому – хищения финансовых средств, которые скромно называются «нецелевым использованием финансовых средств».

ФАКТ: 1 июля 2009 года завершился мораторий на проверки МСБ. В конце июля глава Минэкономики Бахыт Султанов отметил, что государственные контролирующие органы смогут вести проверки МСБ в течение последующих шести месяцев на основе ранее действовавших нормативно-правовых актов. «К сожалению, данная государственная мера не оказала существенного влияния на выход предпринимательства «из тени». За период действия моратория по ряду предприятий отмечены факты несоблюдения действующего законодательства. По данным госорганов, наиболее распространены нарушения в деятельности МСБ в части налоговой дисциплины. Большинство предприятий зарегистрированы в форме ИП и при этом занижают численность работающих. Отсутствуют кассовые аппараты, а при их наличии не всегда выдаются чеки. А на окраинах Алматы субъекты МСБ работают вообще без постановки на налоговый учет», - заявил начальник управления предпринимательства и промышленности города Алматы Бахытжан Сапиев.

МНЕНИЕ: Мунавара Палташева, исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана:

В настоящее время в Казахстане существует порядка 60 контрольно-надзорных органов. Среди них по количеству проверок в отношении предпринимателей на первом месте стоят налоговые органы. Поэтому, безусловно, необходимо их количественное сокращение и качественное изменение подходов к проводимым проверкам. Если раньше они охраняли государственную собственность от граждан, то в настоящее время не изменили позиции, нашу собственность охраняют от самих собственников. Когда поменяется менталитет, тогда может что-то измениться.

ФАКТ: Вот уже почти 2,5 года действуют социально предпринимательские корпорации (20 апреля 2007 года указом президента страны созданы первые три СПК, позже были созданы еще четыре). В начале июня эти корпорации перекочевали из ФНБ «Самрук Казына» под крыло министерства индустрии и торговли. СПК созданы в качестве региональных институтов развития для того, чтобы оживить местную экономику, реанимировать простаивающие и некогда обанкротившиеся предприятия. Отличие корпораций от других коммерческих организаций в том, что полученная ими прибыль ренинвестируется в проекты, направленные для решения социально-значимых проблем. СПК включены в масштабный план по индустриализации страны.

МНЕНИЕ: Талгат Доскенов, президент Казахстанской ассоциации предпринимателей:

СПК – новая структура в экономике. В основном эти структуры возглавили чиновники или предприниматели, которые 10 лет назад безуспешно начинали бизнес. Если мы создаем социально-предпринимательскую корпорацию, во главе должен стоять руководитель государственной службы достаточно высокого ранга, прежде всего, курировавший экономический и финансовый блок. А первым замом – предприниматель. При разработке социальной политики СПК, веское слово должно быть за чиновником. Эффективность экономической политики, бизнес-процессов – за его замом. В самом СПК должен быть какой-то диалог между бизнесом и чиновниками, направленный на выработку эффективной политики.

К сожалению, СПК стали стартовой площадкой для занятия новой должности. Кто-то после стал акимом области, кто-то возглавил новые государственные коммерческие структуры и прочее. Соответственно у них и такое отношение к СПК – пересижу, пережду. Поэтому и эффекта от деятельности таких корпораций нет.

ФАКТ: С некоторых пор в стране стало активно применяться понятие «лжепредпринимательство». Как недавно заявил официальный представитель агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Мурат Жуманбай, за восемь месяцев текущего года органами финансовой полиции по фактам лжепредпринимательства возбуждено более 400 уголовных дел, что на 36% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Общий ущерб, нанесенный государству за этот период в результате создания лжепредприятий, составил более 11 млрд тенге. Он напомнил, что создание лжепредприятий переведено в категорию тяжких преступлений и максимальное наказание составляет лишение свободы до 10 лет с конфискацией имущества.

МНЕНИЕ: Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей:

Предприниматель, который своевременно и скрупулезно строил отношения с бюджетом, в одночасье становится «злостным» неплательщиком налогов и должником перед государством.

Талгат Доскенов, президент Казахстанской ассоциации предпринимателей:

Сегодня мы ведем спор с депутатами, представителями Верховного Суда, Генпрокуратуры, руководителями Налогового комитета Минфина, что надо четко и очень осторожно прописывать эти нормы. Потому что понятие «лжепредпринимательство» правоохранительные органы используют в рейдерских захватах. Когда выявят, что нормальное предприятие заключило сделку с лжепредприятием, его могут обвинить в лжепредпринимательстве, обложить его штрафами. В итоге честный бизнесмен оказывается должен государству десятки, а то и сотни миллионов. Все. Бизнес рушится, а предприятие можно купить за бесценок.

P.S.

Магбат Спанов, директор Института развития Казахстана:

- МСБ в Казахстане не пошел. И, наверное, к сожалению, уже не пойдет. У людей очень мало инициативы. С другой стороны законодательная база не соответствует тем нормам и принципам, которые сильно развиты в западных слоях общества. Там получается, что есть крупная компания, вокруг которой сосредоточены сотни мелких предприятий, которые работают в производстве. Они самостоятельны и у них свободная конкуренция. У нас же крупная компания создает свои афилированные структуры и заказы, тендеры идут через них. 


Теги:

бизнес

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!