Казахстанская таможня. Вчера, сегодня, завтра

Фотография - Казахстанская таможня. Вчера, сегодня, завтра

Техническое оснащение и методы работы как Комитета таможенного контроля РК в целом, так и отдельно взятых постов разительно отличается от России и Белоруссии. По оценкам международных экспертов, этим странам Таможенного Союза, который будет создан в 2010 году, предстоит потратить немало средств для того, чтобы доукомплектовать свои службы новейшим оборудованием, которое используется у нас, и соответствовать уровню технического развития таможни Казахстана.

282 0

Техническое оснащение и методы работы как Комитета таможенного контроля РК в целом, так и отдельно взятых постов разительно отличается от России и Белоруссии. По оценкам международных экспертов, этим странам Таможенного Союза, который будет создан в 2010 году, предстоит потратить немало средств для того, чтобы доукомплектовать свои службы новейшим оборудованием, которое используется у нас, и соответствовать уровню технического развития таможни Казахстана.

О том, как начиналась таможенная служба РК, и к чему пришла сейчас, а также о перспективах Таможенного Союза Казахстана, России, и Белоруссии рассказывает заместитель начальника Департамента таможенного контроля Алматинской области Александр Малянов.

- Александр Александрович, что представляет из себя казахстанская таможня сегодняшнего дня? Если делать сравнение, сколько изменений произошло в структуре ведомства и методах его работы с момента создания Комитета таможенного контроля РК?

- Изменения произошли кардинальные. Еще 10-15 лет назад профессионалов таможенного дела у нас попросту не было. Нам приходилось всего добиваться самим. В первую очередь это касалось кадров. Учитывая то, что Казахстан всегда граничил только с Китаем, после развала Советского Союза и приобретения нашим государством независимости, специалистов в области таможенного дела можно было пересчитать по пальцам. Инфраструктура и техническое оснащение службы были в упадке, и мы понимали, что все это предстоит делать нам, шаг за шагом, постепенно. Ведь не бывает же все как по взмаху волшебной палочки, за мгновение.

Сейчас мы добились того, что наши коллеги из других государств приезжают к нам перенимать опыт работы и удивляются, в первую очередь, нашему техническому оснащению. Обследуя казахстанские таможенные посты, специалисты из России и Белоруссии, стран, с которыми нам вскоре придется работать в рамках единого Таможенного Союза, говорят о том, что для того, чтобы дотянуть до нашего уровня, им придется вложить огромные денежные средства.

Подытоживая все вышесказанное, можно смело говорить о том, что все шаги, которые на протяжении многих лет делал Комитет таможенного контроля, привели к реальным результатам. На постах и в пунктах оформления грузов практически отсутствуют очереди, постоянно снижается число бюрократических процедур.

Казахстанская таможня. Вчера, сегодня, завтра

- Тем не менее, как и раньше, в адрес сотрудников таможенной службы нередко сыпятся обвинения во взяточничестве, коррупции, предвзятости к некоторым участникам ВЭД.

- Да, о таможне часто складывается негативное впечатление, и, возможно, порою для этого есть основания. Не секрет, что в прежние времена вокруг таможенных постов и других подразделений службы развивался и креп криминал, различные теневые структуры, процветала контрабанда. Сегодня же нам удалось практически полностью искоренить это явление благодаря минимизации человеческого фактора при оформлении грузов и прохождении прочих таможенных процедур. Сейчас большая часть процесса контролируется машинами, компьютерами, и человек - вернее, сотрудник таможенного ведомства - никак не может вмешаться в эти процессы так, чтобы остаться незамеченным. Поэтому могу заверить, что большинство сотрудников таможни сегодняшнего дня – люди честные, порядочные и преданные своей работе.

- Что сейчас происходит непосредственно на таможенной границе Казахстана, на постах? Какие еще сложности остались, и какие вопросы предстоит решить?

- Как известно, помимо таможни на границах с другими государствами существует еще пять контролирующих органов. Несколько лет назад именно мы подняли вопрос о передаче функций фитосанитарного, ветеринарного, транспортного и других видов контроля нашему ведомству. Это позволило бы исключить дублирование функций контролирующих органов и дополнительные бюрократические формальности. Тем не менее, этот вопрос не решен до сих пор, но мы продолжаем вести борьбу в этом направлении. Очень много недовольных таким предложением, но мы надеемся, что вскоре на границе останутся только два контролирующих органа – пограничная служба и таможня.

- Каковы сегодня приоритетные направления работы казахстанской таможни?

- У нашей таможни всегда было одно приоритетное направление – обеспечение экономической безопасности страны и пополнение бюджета. На сегодняшний день, благодаря многолетней и кропотливой работе, мы добились того, что процедура растаможки 91,5% грузов происходит день в день. Это не только значительно упрощает задачу участникам ВЭД, но и позволяет увеличить грузопоток. Стоит заметить, что, даже несмотря на экономический кризис, количество импортируемого в страну товара в этом году осталось на прежнем уровне. Правда, на 20% сократился экспорт. На сегодняшний день основными импортерами являются Китай – 61%, Россия – 9%, Германия – 5%, США – 4% и Турция – 2%.

Хочу отметить, что существующее мнение о том, что из Китайской Народной Республики к нам в Казахстан идут в большинстве своем товары народного потребления, крайне неверно. Большая часть импорта – это техника, металлопрокат и прочие промышленные товары, необходимые для возведения крупных объектов и воплощения стратегических планов государства. Чтобы не быть голословным, приведу цифры. В этом году импорт одежды из Китая в Казахстан составил всего лишь 0,7%, а обуви – 0,2%.

- Пожалуй, ничто так явно не показывает результаты работы любого ведомства, как статистика. Обозначьте, пожалуйста, итоги работы Департамента таможенного контроля Алматинской области за прошедшие месяцы именно в цифровом эквиваленте.

- В среднем, в сутки у нас взыскивается таможенными платежами 130 миллионов тенге. С начала года выявлен 31 факт контрабанды грузов. Возбуждено столько же уголовных дел. Сумма ущерба от незаконной предпринимательской деятельности составила 16 миллионов тенге. Также нашими сотрудниками раскрыт один факт контрабанды наркотиков, в результате чего из незаконного оборота было изъято 10 килограммов героина. Помимо этого было возбуждено 416 административных дел, по которым штрафами взыскано в пользу государства 12 миллионов тенге.

Казахстанская таможня. Вчера, сегодня, завтра

- Сейчас все только и говорят о создании в 2010 году Таможенного Союза Казахстана, России и Белоруссии. Какие плюсы вы видите в этом? Наверняка есть какие-то минусы?

- Ну, во-первых, у нас не будет таможенных границ с этими странами. То есть при перемещении товаров через внутренние границы таможенные пошлины взиматься не будут. Хотя, конечно, говорить об одних плюсах не приходится. Этот шаг, в первую очередь, отразится на казахстанских производителях, так как у них появится дополнительная конкуренция.

Во-вторых, нам предстоит провести реорганизацию некоторых подразделений, так как с отменой таможенной границы с Россией появится немало сотрудников таможни, которые практически останутся без работы. Тем не менее, мы сведем к минимуму сокращение штата, благодаря тому, что направим высвободившиеся силы на укрепление внешних границ. Таким образом, без работы не останется практически никто. Мы не можем разбрасываться подготовленными кадрами. Это было бы расточительно.

В-третьих, в последние годы на реконструкцию таможенных постов на границе с Россией Комитет таможенного контроля РК потратил крупные суммы, оснастив их по последнему слову техники. Теперь они таможне приносить пользы не будут, а жаль. Сейчас мы передаем все это в хозяйствование пограничной службе РК, и, считаю, им в этом очень повезло.

- Существуют ли на данный момент реальные проблемы, которые необходимо решать для улучшения работы Комитета таможенного контроля и, в частности, Департамента таможенного контроля Алматинской области?

- Проблемы есть всегда. Что касается непосредственно нашего Департамента, то это в первую очередь таможенный пост «Хоргос». Один из самых крупных таможенных постов на данный момент устарел и физически, и морально. Сейчас он с трудом справляется с грузопотоком. Если же учесть, что этот самый грузопоток растет из года в год и очень стремительно, то нам просто необходимо расширяться.

Что касается Комитета таможенного контроля в целом, то главная проблема – это несоизмеримо низкие зарплаты сотрудников. При их тяжелой работе среднестатистический инспектор получает заработную плату в размере 25-30 тысяч тенге.

Казахстанская таможня. Вчера, сегодня, завтра



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!