Большие секреты малого бизнеса

Фотография - Большие секреты малого бизнеса

Защищая интересы МСБ, государство может восстановить экономику.

117 0

Защищая интересы МСБ, государство может восстановить экономику.

Кризис подкосил многие виды бизнеса. Ряд предпринимателей переквалифицировались: кто занимался риэлторской работой, теперь в системе общепита, кто был в общепите, сегодня в сетевом бизнесе и так далее. Благо, ситуация на рынке начинает выправляться. Постепенно начинает расти потребительская активность, что заметно по наполненным корзинкам в супермаркетах. Соответственно появляются и оборотные средства у бизнеса.

Но, тем не менее, что было, то было. Остается ли извлечь уроки из пройденного этапа и постараться быть более предусмотрительными при выборе и ведении своего дела. Вашему вниманию – небольшой top бизнесов, которые мало пострадали от кризиса.

Недавно проведенный опрос на нескольких казахстанских Интернет-порталах с целью узнать, какие виды деятельности среди субъектов малого и среднего бизнеса, по мнению рядовых казахстанцев наименее всего пострадали от кризисных явлений, показал, что абсолютно неуязвимых бизнесов нет.

Это прослеживается и по официальным статистическим данным. С каждым месяцем все больше предпринимателей покидают рыночную арену либо уходят в тень. И все же есть такие виды деятельности, занятие которыми принесло относительно небольшое снижение доходов – от 5 до 20 процентов. Что, в общем-то, приемлемо. Обработав полученные данные, мы выстроили рейтинг предпринимательских инициатив, где падение доходности распределено от меньшего к большему.

Возглавляет своеобразный top неуязвимых бизнесов Итернет-реклама. Надо сказать, что это наиболее крепкое направление не только в целом, но и в своем предпринимательском сегменте. Убытки терпит весь рекламный бизнес. И лишь в Интернете сохраняется относительное благополучие. Здесь снижение доходов было незначительным -3-5 процентов.

На втором месте, как и следовало ожидать, пищевой бизнес. Эта отрасль – одна из немногих, которую кризис почти не затронул. В среднем падение доходности здесь составило 5-10 процентов за последние два года. Причем под понятием пищевой бизнес мы понимаем весь рыночный цикл от производства продуктов питания до их розничной реализации. Сюда же входит и импорт.

Объясняется такое положение дел элементарно. Люди продолжают есть и пить независимо от перипетий на мировых рынках. Тем более что население Казахстана ежегодно увеличивается почти на полмиллиона человек. По-прежнему в продуктовых магазинах выстраиваются очереди за свежей выпечкой, молодожены заказывают свадебные торты, служащие ходят в кафе обедать, а сладкоежки покупают шоколад, чтобы хоть как-то поднять себе настроение в серые будни.

О продуктах первой необходимости даже и говорить не стоит. Здесь и так все понятно. Правда на лицо некоторое смещение потребительских предпочтений в пользу продукции расположенной в низшем ценовом сегменте, или, попросту говоря, что дешевле то и пользуется спросом. Те же супы быстрого приготовления, которые в народе принято называть бич-пакетами бьют все рекорды продаж, тогда как мясо стали покупать меньше.

На третьем месте нашего рейтинга, оказался автосервис. После введения в действие закона о семилетках (запрет на импорт автомобилей старше семи лет), дешевых машин стало мало. Оставшееся дозаконовское наследие в этом ценовом сегменте имеет привычку часто ломаться. Более того, кризис разрушил намерения некоторых людей приобрести в этом году хорошую машину, продав старую. Это стало в большинстве случаев просто нереальным из-за снижения доходов населения. И все эти люди, тем не менее, вынуждены обращаться во всевозможные СТО, вулканизации, покупать запчасти, масла, бензин и так далее. Здесь снижение доходов составило немногим меньше 10 процентов.

Четвертую ступень бизнес-пьедестала, как это не печально звучит, заняли ритуальные услуги. К сожалению, кризис ни в коей мере не отразился на смертности среди населения. Предоставление катафалков, и прочей похоронной атрибутики по-прежнему пользуется спросом, тем более, что такой бизнес заведомо беспроигрышен. Клиенты ритуальных агентств, как правило, не слишком сильно обращают внимание на траты, будучи в трауре. И здесь главное назвать именно ту цену, которую человек реально может заплатить за захоронение родственника.

С другой стороны новым желающим найти свою нишу на ритуальном «рынке» тоже не так-то просто. Дело в том, что он четко поделен. Практически при каждой больнице, доме престарелых, морге и даже в скорой помощи есть уже люди, которые ревностно охраняют свою территорию и перехватывают клиентов, чуть ли не раньше, чем их близкий отправится в мир иной. Автор этих строк сам невольно стал свидетелем переговоров между санитаром скорой помощи и неким Олегом. Текст был приблизительно следующего содержания: «Везем старика, тяжелая стадия инфаркта, вряд ли выживет, стой в коридоре я тебе покажу его родственников». Так-то.

Пятое место рейтинга по праву заняла торговля косметикой. Женщины продолжают прихорашиваться, и заставить их не делать этого невозможно. Снижение доходности здесь составляет всего каких-нибудь 12-14 процентов. Причем процветают не только централизованные магазины, но и так называемые сетевики. В условиях роста безработицы многие женщины ныне ходят к подругам с заветными каталогами косметики, совмещая приятное с полезным. И красивее становятся, и зарабатывают.

Были и еще два претендента на неуязвимость. Один из них коммунальные услуги и все что с этим связано. Однако большинство посетителей форумов практически уничтожили это направление. Споры разгорались нешуточные. И, тем не менее, следует признать, что это самое большинство оказалось право. По коммуслугам неплатежи с кризисом увеличились. А значит и рентабельность этого бизнеса можно поставить под вопрос.

Если соглашаться с данными рейтинга антикризисных бизнесов, выходит что снижение доходов или, вернее сказать, коррекция на 5-20 процентов – это весьма скромно. Могло быть и хуже. И как полагают некоторые эксперты, такой сценарий в перспективе ближайшего года вполне возможен.

Во времена великой депрессии президент США Франклин Рузвельт принял на то время революционное решение. Он стал поддерживать покупательский спрос населения посредством государственных пособий безработным, увеличением пенсий, введением уровня минимальной оплаты труда и прочее. То есть было вливание госденег в низовую прослойку потенциальных потребителей.

Для Казахстана хорошим подспорьем в этом плане стало бы внеплановое увеличение зарплат бюджетников и госслужащих с 1 января 2010 года. Потенциально это могло бы оживить покупательский спрос приблизительно на 10-15 процентов. Однако правительство от этой идеи вынуждено было отказаться. Следовательно, дальнейшее проседание малого бизнеса можно прогнозировать с большой долей вероятности.


Теги:

мсб

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!