О существовании большинства оралманов казахстанское правительство даже не подозревает (фото)

Фотография - О существовании большинства оралманов казахстанское правительство даже не подозревает (фото)

Возвращаясь на свою историческую родину якобы на равных условиях, оралманы, сами того не ведая, подразделяются на две группы. Волею судьбы они приобретают статус тех, кому повезло, и тех, кому фортуна не улыбнулась. Счастливчиков, увы, немного.

148 0

Возвращаясь на свою историческую родину якобы на равных условиях, оралманы, сами того не ведая, подразделяются на две группы.Волею судьбы они приобретают статус тех, кому повезло, и тех, кому фортуна не улыбнулась. Счастливчиков, увы, немного.

Программа по возвращению оралманов началась еще в конце 1991 года. Сначала переехали казахи-переселенцы из Монголии – всего 100 человек. Затем для Казахстана настали тяжелые времена, и обустройство беженцев приостановилось. Однако, несмотря на этот факт, приток этнических казахов только усилился. Так, к началу 2006 года в Казахстан переехало около 300 тысяч человек. 

С принятием закона «О миграции населения» оралманам, вернувшимся на историческую родину, полагаются льготы на трудоустройство, образование, медицинскую помощь и страхование. Но большинство оралманов таких квот не ощущают. Более того, они продолжают жить за чертой бедности в своих кое-как слепленных времянках. 

Улжан с 5 детьми переехала в Алматы из узбекского города Бостандык в 2003 году. Сначала ее семья снимала квартиру в "Шаныраке-2". Сейчас Улжан-тате проживает в небольшом домике в поселке Байбесик. Земельный участок 6 соток она с мужем купила в 2007 году за 7000 долларов. Однако к жилищу не подведены коммуникации: нет воды и газа, свет они провели от соседей, за что платят ежемесячно 3000 тенге. Дом Улжан-тате подлежит сносу, так как на данном участке запланировано строительство моста, ведущего к Центральному вещевому рынку. 

Акмарал Аскар с двумя малолетними детьми приехала из монгольского поселка городского типа, носящего название «Байын Улгей». Ее семья вынуждена ютиться в крошечной однокомнатной постройке в поселке «Улжан». Ее муж – сварщик, она - домохозяйка. Денег порой не хватает даже на хлеб.

В тот момент, когда они вернулись на свою историческую родину, каждому члену семьи выдали по 130 тысяч тенге. Получив на руки 390 тысяч тенге, ее семья купила времянку в Павлодарской области. Но по причине безработицы и отсутствия денег, ее муж принял отважное решение переехать в Алматы. 

Но самое интересное в этой истории то, что о существовании семьи Акмарал официально никто не знает. То, что она проживает на территории Казахстана, ни в каких документах не зарегистрировано. 

Оралманам не так уж просто стать полноправными членами нашего, порой сурового, не желающего принимать «чужих», общества. Первым камнем преткновения, ставшим на пути переселенца, может оказаться невладение русским языком, так как именно он является связующим звеном в межнациональном общении. Да и знание государственного языка ограничивается бытовым уровнем, так как репатрианты из Китая и Турции привыкли к арабской письменности, и мало кто умеет читать на кириллице.

При таких обстоятельств маловероятно найти рабочее место. В основном, оралманы вынуждены подрабатывать в качестве чернорабочих. Усложняет проблему занятости тот факт, что в казахстанском трудовом кодексе не предусмотрены и не закреплены права оралманов. Если, к примеру, работодатель хочет  нанять оралмана, то для этого он сначала должен получить лицензию, что в наше время не так просто. 

Отказ от помощи этническим казахам может повлечь за собой серьезные последствия: возникнет риск безработицы и бедности из-за демографического роста. Необходимо упростить процедуру получения гражданства для оралманов, иначе сложившаяся ситуация может привести к определенным препятствиям в развитии общества и национальной культуры. А пока этого не произошло, в страну продолжают приезжать «нетитулованные» нерезиденты. 


Теги:

оралман

Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!