Детей направят по тропе успеха

Фотография - Детей направят по тропе успеха

«Наши дети нуждаются не только в создании хороших условий в отдельно взятом детском доме или интернате, но и в социализации – умении жить и налаживать связи во внешнем мире», – говорят руководители интернатных учреждений. Как это сделать, обсуждали участники встречи, посвященной повышению потенциала и конкурентоспособности социально уязвимых детей. 

133 0

«Наши дети нуждаются не только в создании хороших условий в отдельно взятом детском доме или интернате, но и в социализации – умении жить и налаживать связи во внешнем мире», – говорят руководители интернатных учреждений. Как это сделать – обсуждали участники встречи, посвященной повышению потенциала и конкурентоспособности социально уязвимых детей.

В прошлом году молодежное НПО «Независимое поколение Казахстана» («НПК») провело анкетирование среди воспитанников детского дома «Ак бота», деревни семейного типа «Шанырак», «Дома юношества», интерната №1, специализированной школы для детей с девиантным поведением и различных колледжей.

Судя по ответам, наиболее часто испытываемые ими чувства находятся в нейтральном спектре. Состояние «тревоги, сомнения» и «злости, агрессии» свойственно постоянно лишь нескольким из отвечавших. Большинство детей ответили, что эти чувства возникают у них «иногда», а треть уверена, что испытывает подобное состояние редко или вовсе никогда. Хочется верить, что это так, но скорее всего, дети были не совсем откровенны.

Основная часть воспитанников знает о Конвенции «О правах ребенка» – их просвещают в этом вопросе воспитатели и родственники. Абсолютное большинство анкетируемых подростков утверждает, что их права в детских домах и интернатах никогда не нарушались. Но 9 указали на частое нарушение права на человеческое достоинство и свободу совести, а также права на отдых.

На периодическое нарушение права на свободное выражение своих взглядов и убеждений пожаловались 18 воспитанников, ущемление права на личную жизнь отметили 14. Кто-то указал на нехватку учебников, другим хотелось бы иметь спортивную площадку. Ну и, конечно же, все хотели бы иметь возможность пользоваться Интернетом.

По итогам анкетирования «НПК» разработало проект «Повышение потенциала социально уязвимых детей: на пути к успеху». В основе программы – долгосрочная цель: обучить социально уязвимых подростков навыкам, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. 30 подростков прошли краткосрочные курсы ораторского искусства, учились готовить резюме, проходить собеседование. «По нашему мнению, человеческий потенциал детей в детских домах весьма высок, и деятельность вокруг них не должна ограничиваться лишь ежегодными подарками от различных спонсоров», – говорит руководитель «НПК» Улугбек ТНАЛИЕВ .

В проекте примут участие 100 детей. Акцент делается на профессиональную ориентацию подростков и повышение их конкурентоспособности.

– В программе профориентации предусмотрено проведение психологических тестов. Но часто вопреки их результатам подростков направляют учиться на те специальности, которые выбирает интернат или детский дом. Я была свидетельницей того, как творческой, креативной девочке пришлось изучать бухучет. Через месяц она бросила эти курсы и стала парикмахером, потому что в этой профессии видела больше свободы для самовыражения, – рассказывает магистр психологии Нелли КУЛИКОВСКИХ, постоянно сотрудничающая с интернатными учреждениями.

По её мнению, дети из подобных заведений очень нуждаются в квалифицированной психологической помощи. А место психолога там занимают, как правило, бывшие директора или учителя, вышедшие на пенсию. Они не вызывают у детей доверия, к ним не идут с проблемами. По словам Н. Куликовских, уровень специалистов легко считывается с детей: дети одного интерната легки в общении, в другом – более скованные.

Дело в том, что в Атырау преобладают учителя-психологи, а детям нужны практические психологи с медицинским образованием – их знания намного шире. В свое время в школе для детей с девиантным поведением оборудовали психологический кабинет, израсходовав 2 млн тенге. Но в данное время он не работает на должном уровне. Того же мнения директор Дома юношества Гульшара САРЫБАЕВА : «Нам необходим кризисный центр. К нам попадают дети с непростой судьбой, которые видели в жизни много негативного. Им нужно как-то выходить из таких ситуаций, и без квалифицированной помощи не обойтись».

Директор интерната №1 Гульсара БОТАТАЕВА не отрицает, что вынуждена направлять детей учиться не по велению их сердца, а туда, где есть льготное обучение для воспитанников. «Нам советуют способствовать созданию в заведениях мест, где воспитанники могут уединиться и спокойно подумать. А я считаю, что нашим детям полезней было бы, наоборот, побольше общаться, набираться социального опыта. Мы с удовольствием бы принимали у себя молодежные организации», – отметила она.

Это предложение нашло отклик у молодежных организаций – было решено, что вместо разовых акций каждая возьмет шефство над детьми определенного учреждения и будет на постоянной основе сотрудничать с детскими домами и интернатами. 



Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!