Казахстан и Орхусская конвенция

Фотография - Казахстан и Орхусская конвенция

Месяц назад завершило свою работу Четвертое совещание сторон Орхусской конвенции. На встрече в Кишеневе были члены правительств, представители международных организаций и общественности, которые обсудили широкий круг вопросов, в том числе связанных с ролью Конвенции в достижении устойчивого развития.

290 0

Месяц назад завершило свою работу Четвертое совещание сторон Орхусской конвенции. На встрече в Кишеневе были члены правительств, представители международных организаций и общественности, которые обсудили широкий круг вопросов, в том числе связанных с ролью Конвенции в достижении устойчивого развития.


В 2011 году исполняется десять лет со дня вступления Орхусской конвенции в силу. Это хороший повод для того, чтобы подвести итоги, критически осмыслить пройденный этап и поставить задачи на будущее.


Целью Конвенции является содействие защите прав каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния. Для этого каждая Сторона гарантирует права на доступ к информации, участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.


Казахстан ратифицировал Конвенцию 23 октября 2000 года. Государственные органы страны официально заявляют о приверженности доктрине устойчивого развития.

Однако…


- Несмотря на отдельные успешные меры, предпринятые государственными органами, в целом, экологическая ситуация в Республике Казахстан продолжает ухудшаться, – говорит председатель Экологического общества «Зелёное спасение» Куратов Сергей. – Для успешной реализации положений Конвенции в стране существует масса препятствий. Это и недостатки действующего законодательства, и противоречия между различными законодательными актами, и бездействие государственных органов, и грубое нарушение экологических норм хозяйствующими субъектами всех форм собственности, включая транснациональные компании, и сложности с доступом общественности к экологической информации. В стране не созданы механизмы для реализации права общественности на участие в процессе принятия решений… У этих проблем глубокие корни.


Официальная статистика отмечает увеличение внутреннего валового продукта и темпов экономического роста. Это достигается, главным образом, за счет хищнической эксплуатации природных богатств Казахстана. У многих ученых, политиков и общественности названные показатели давно вызывают недоверие, так как они не дают ответа на вопрос о том насколько устойчивым является развитие, как изменяется состояние природы, каково положение с правами человека на благоприятную окружающую среду. Но даже эти традиционные показатели отнюдь не свидетельствуют о процветании Казахстана. Например, по данным Международного валютного фонда в 2010 году внутренний валовой продукт на душу населения в Казахстане составлял 8326 долларов США. В тоже время в Ливии и Бахрейне, которые охвачены массовыми народными волнениями, он равнялся 12062 и 19641 доллар соответственно (1).


С целью выработки более надежных критериев социально-экологической оценки уже с середины 1990-х годов подразделение ООН UN Division for Sustainable Development ведет работу по определению индикаторов устойчивого развития (2).


Но информация о реальной социально-экологической ситуации в Казахстане, практически отсутствует, индикаторы устойчивого развития не разработаны.


Получить более или менее реальное представление о состоянии республики, можно опираясь на данные международных организаций и независимых рейтинговых агентств. Приведем лишь самые красноречивые из них.


По качеству государственного управления (The Worldwide Governance Indicators), определяемому Всемирным банком, Казахстан стоит в одном ряду с самыми неблагополучными государствами: по показателю «Учет мнения населения и подотчетность государственных органов» (Voice and Accountability) – ниже Гаити, по показателю «Верховенство закона» (Rule of Law) – уступает Ливии (3).


Коррупция остается одной из главных проблем страны. Ее уровень за последние десять лет практически не изменился, что подтверждает неэффективность мер предпринимаемых правительством (4). Она не обошла стороной и добывающую промышленность, и Министерство охраны окружающей среды. По расчетам Transparency International Казахстан закрепился в «компании» государств с высоким уровнем коррупции таких как: Сенегал, Замбия, Египет (5).


Согласно индексу несостоятельности государств (Failed States Index) Казахстан входит в группу стран, положение которых вызывает опасение (warning) (6). Отмечается высокая степень криминализации и внеправовых действий государственных структур (Criminalization and/or Delegitimization of the State). Это в свою очередь ведет к отстранению граждан от участия в процессе принятия решений, в частности по вопросам окружающей среды.


Целый ряд других показателей лишь подтверждает и детализирует картину.


Из вышесказанного становится очевидным, что нельзя ожидать от государства, находящегося в состоянии социально-экономического застоя, чего-либо экстраординарного в плане выполнения международных обязательств по Орхусской конвенции.


В стране по-прежнему нет четкой экологической политики, охрана окружающей природной среды не являются приоритетом, а расхищение природных богатств приносит огромные прибыли ограниченному кругу лиц. Транснациональные компании вполне устраивает такое положение вещей. На это постоянно указывают многие специалисты, ученые, общественность, в том числе и наша организация.


Как отмечают эксперты Организации экономического сотрудничества и развития «повсеместное пренебрежение законом… по-прежнему вызывает озабоченность в Казахстане» (7). Прикрываясь адаптацией национальных законов к международным требованиям, государственные органы постоянно ослабляют природоохранное законодательство. Этим они создают почву для массовых нарушений прав человека на благоприятную окружающую среду.


Правительство избирательно применяет международные правовые нормы, руководствуясь политической конъюнктурой. В частности до настоящего времени не выполнены решение II/5а Второго совещания сторон и решение III/6с Третьего совещания сторон Орхусской конвенции. Подавляющее большинство граждан по-прежнему отстранено от участия в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, и их мнение не принимается в расчет. Неудивительно, что национальный доклад к Четвертому совещанию сторон готовился без серьезного обсуждения с общественностью и без соблюдения предусмотренных процедур.


Документы Cовещания можно посмотреть на сайте.



1. http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_GDP_%28nominal%29_per_capita.


2. Indicators of Sustainable Development. Framework and Methodologies. United Nations, New York, Third Edition, 2007, http://www.un.org/esa/sustdev/natlinfo/indicators/guidelines.pdf.


3. http://info.worldbank.org/governance/wgi/index.asp; http://gtmarket.ru/ratings/governance-matters/governance-matters-info.


4. http://www.transparencykazakhstan.org/content/8.html.


5. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2010/results.


6. http://www.fundforpeace.org/web/index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=140.


7. Пути совершенствования системы природоохранного правоприменения в Казахстане. – ОЭСР, 2009, с.7.


Загрузка...

Комментарии (0)

Input is not a number!
Input is not a email!
Input is not a number!